Конспект открытого урока Тема: «Некоторые формы работы над ансамблевым исполнительством в классе фортепиано ДМШ и ДШИ»

Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Усть-Ордынская детская школа искусств»

 

Конспект открытого урока

Тема:

«Некоторые формы работы над ансамблевым исполнительством в классе фортепиано ДМШ и ДШИ»

 

Подготовила и провела

Кожевникова А.С.

 

 

 

п. Усть-Ордынский,

17 марта 2016 года

 

Цель урока -показ форм и методов работы над произведением в классе фортепианного ансамбля.

Задачи: 1)Образовательная –       формирование умений и навыков игры в ансамбле.

               2)Развивающая– развитие необходимых технических навыков, свободы игрового аппарата,слухового контроля учащегося.

                3)Воспитательная– воспитание чувства ответственности в коллективной работе над произведением.

Образовательная технология: личностно-ориентированная, так как в основу обучения положен индивидуальный подход к каждому из обучающихся, создание условий для самостоятельного развития их способностей.

Методы урока – словесный, наглядный, ретроспективы, сравнения, музыкального обобщения.

Тип урока – урок формирования умений и навыков

Демонстрационный материал: слайды с изображением нотного текста романса «Жаворонок» М.И.Глинки, «Светит месяц».

Музыкальный материал: романс «Жаворонок» в исполнении С.Лемешева, «Светит месяц» в исполнении Ансамбля русской песни «Воронежские девчата».

Оборудование

- музыкальный инструмент (фортепиано);

- стулья по росту учащихся.

- компьютер, мультимедийное оборудование.

 

План урока:

  1. Введение
  2. Организационный момент
  3. Основная часть
  • краткая информация о композиторе М.Глинке.
  • краткая история создания романса.
  • прослушивание исполнения романса «Жаворонок» С.Лемешевым.
  • проигрывание произведения целиком.
  • практическая часть работы над произведением
  • понятие «народной песни».
  • Просмотр исполнения РНП «Светит месяц» Ансамблем русской песни «Воронежские девчата».
  • Практическая часть работы над произведением «Светит месяц».
  1. Заключение

 

Ход урока

 

1. Введение

   Ансамблевое исполнительство играет важную роль в развитии творческих способностей детей. В нашей школе по ДПОП «Фортепиано» предмет фортепианного ансамбля вводится только в третьем классе. Ансамблевая техника выдвигает перед исполнителями особые требования. Главная трудность – это умение слушать не только то, что играешь сам, а одновременно общее звучание обеих партий, сливающихся в органически единое целое. Сольное исполнение приучает пианиста к слушанию себя, его внимание собрано в определённом фокусе, изменить который не так легко. Постепенно  в процессе  работы  обучающиеся  учатся слышать  партию партнера, подхватывать, если  произошел  срыв  у  одного  из  партнеров,  следить  за  изменениями  темпов  и  подстраиваться друг под друга.

   При исполнении ансамблевого сочинения, так же как и сольной пьесы, необходимо вдумчивое, детальное изучение авторского текста с точки зрения мелодии, ритма, гармонии, формы, принципов развития. Необходимо определить смысловую роль каждой партии, регистровые соотношения. Нейгауз отмечает, что на любом этапе работы внимание каждого партнёра должно быть обращено на выработку умения слышать весь звуковой комплекс, находить верные звуковые соотношения.

Совместная игра отличается от сольной тем, что и общий план и все детали интерпретации являются плодом раздумий и творческой фантазией не одного, а двух исполнителей.

 По словам А. Алексеева технически грамотное ансамблевое исполнение под-разумевает в первую очередь:

-синхронность при взятии и снятии звука;

-равновесие звучания в удвоениях и аккордах, разделенных между партнерами;

-согласование приемов звукоизвлечения;

-передача голоса от партнера к партнеру;

-соразмерность в сочетании нескольких голосов, исполняемых разными партнерами;

-соблюдение общности ритмического пульса;

-единство динамики, фразировки.

Сейчас вашему внимания я хочу представить своих учениц, в работе с которыми мы попытаемся показать некоторые формы работы над ансамблевым испол-нительством.

2. Организационный момент

Мануева Лида, ученица III класса. Обучающаяся обладает средними музыкальными данными. По характеру девочка открыта, приветлива. Она очень музыкальна и активна. Имеет неплохой игровой аппарат, гибкие руки, но не всегда ответственно подходит к выполнению домашнего задания.

Сампилова Ксения, ученица III класса. Обучающаяся обладает средними музыкальными данными. По характеру девочка очень ответственная. Обладает маленькой рукой и короткими пальцами, игровой аппарат зажат, звукоизвлечение прямолинейное. Тем не менее быстро реагирует на замечания педагога, что способствует развитию пианистических навыков.

   Исходя из характеристик девочек, я распределила партии следующим образом: в первом произведении кантиленного характера я отдала первую партию Ксении, чтобы на этом произведении попытаться развить гибкость ее игрового аппарата, а вторую партию, соответственно, Лиде, в связи с особенностями аккомпанемента. Во втором же произведении девочки поменяются партиями – Ксении отведена вторая, для того, чтобы держать четкий метроритм, а Лиде – первая, для большей яркости и гибкости звучания.

3. Основная часть

Для этого урока я выбрала пьесу М.Глинки «Жаворонок». Хотелось бы сказать несколько слов о композиторе. Русский классик, написал великое множество произведений, особенно в жанре оперы и вокальной музыки. Особенно известны его романсы на стихи А.Пушкина. Так, и выбранное мной произведение является переложением романса «Жаворонок» для двух фортепиано. Это один из самых известных романсов Глинки. Композитор написал его на слова своего друга, поэта Нестора Кукольника. Эта вокальная миниатюра входит в цикл из 12 романсов "Прощание с Петербургом", созданный Глинкой в 1840 году, когда 36-летний композитор собрался за границу, и тема прощания с родиной объединила большинство песен. Прощаясь с Родиной, путешественник словно вызывает в своей памяти любимые картины родной природы, что выразительно отобразилось в романсе "Жаворонок".  Для того, чтобы иметь полное представление о романсе, я предлагаю Вашему вниманию видео его вокального исполнения известным русским лирическим тенором Сергеем Лемешевым.

        Сейчас я попрошу сыграть пьесу от начала и до конца.

Теперь можно приступить к практической части занятия. Одно из самых главных условий ансамблевого исполнительства является синхронное начало и окончание произведения. Поэтому,  сначала мы поработаем над вступлением. Девочки обязательно должны в начале посмотреть друг на друга, чтобы убедиться в готовности к исполнению. После того как руки поставлены на клавиатуру,  вместе сделать вдох и начать. Поскольку в этом произведении партии вступают неодновременно, начать исполнение вместе проще. Теперь девочки должны понять, какая партия является солирующей, а какая аккомпанирующей. Глядя на ноты и с помощью слухового анализа девочки определяют, что первая партия могла бы принадлежать вокалисту, а вторая концертмейстеру.  Исходя из этого, поработаем над балансировкой звука, пока только во вступлении. Начнем со второй партии, которая является чисто аккомпанирующей. У Лиды в партии написаны аккорды. Как же мы будем их исполнять? Поскольку характер у романса очень нежный и печальный, аккорды следует брать очень мягко, без резких толчков. А для плавности перехода одного аккорда в другой мы будем использовать запаздывающую педаль. Важно обратить внимание, на момент постановки ноги на педаль, она должна ложиться мягко и без замаха, и конечно только после взятия ноты (аккорда).  А вот у Ксюши, в первой партии во вступлении звучат интонации, напоминающие трели жаворонка. Мысленно представляем образ этой маленькой легкой птички, и делаем вывод, что первая партия должна звучать здесь легко и воздушно. Поскольку мелодия здесь переходит из руки в руку, важно поработать над плавностью голосоведения, таким образом, как это звучало бы, если бы было написано для одной руки. Далее переходим непосредственно к куплету, и опять начнем с работы над второй партией. В силу возраста, ребенку трудно мыслить и чувствовать ее функционально, поэтому много времени ушло на заучивание текста. Поскольку основная мелодия звучит в первой партии, наша с Лидой задача не перегружать ее звуком. Для начала разберем функции партий правой и левой рук. По всем законам аккомпанемента, бас является основой, «фундаментом» для всего произведения. Берем его мягко, но звучно, как бы погружаясь в клавишу до самого дна. Ноты правой руки являются гармоническим заполнением баса, поэтому не являются как бы фоном. Это можно сравнить с картиной, где присутствует основное изображение и задний фон. Играем их легко и нежно, окутывая бас и не мешая основной мелодии. Важно также рассмотреть аккомпанемент с точки зрения метроритма. Бас выпадает  на первую, сильную, и на третью, относительно сильную долю, далее идет движение по восьмым. Те ноты, которые звучат на счет «и» должны звучать максимально тихо, как самые слабые доли. Теперь перейдем к мелодии, т.е. к первой партии. Раз мы решили, что она могла принадлежать вокалисту, то и играть ее нужно соответственно певуче и нежно. Здесь главная задача не выталкивать звуки, а брать мягко, плавно переводя один в другой так, как мы бы это сделали голосом. В ходе мелодии появляются шестнадцатые, которые обязательно нужно пропеть, не ускоряя темп, уделить внимание каждой нотке. Также нужно следить, чтобы короткая длительность (восьмая или шестнадцатая) после предыдущей длинной не выталкивалась. Для этого мы просто возьмем ее тише, а в случае с шестнадцатыми еще и выведем на крещендо к следующей, опорной половинной ноте. Далее необходимо обратить внимание на то, что мелодия сперва проводится одноголосно, а потом удваивается в октавный унисон. Поскольку по логике два голоса звучат объемнее, чем один, при удвоении мы должны играть более звучно и глубоко, тем более, что начальный мотив повторяется, и чтобы избежать однообразного звучания, нужно динамически усилить это проведение. После этого соединяем обе партии с учетом проделанной работы, внимательно слушаем друг друга. Поскольку мы еще только учимся слушать друг друга, можно провести следующую работу: девочки играют одновременно, но одна партия звучит на pp, а другая на mf. Затем нужно поменяться динамикой. Таким образом, обучающиеся учатся слышать партии друг друга. После этого, девочки должны распределить динамику в итоговом варианте ( I – mf, II – л.р. mp, пр.р. pp). Ученики должны понимать, что первая партия является ведущей, а вторая всячески ей помогает в плане выразительности звуковедения.

Для помощи в запоминании текста второй партии и для осознания певучести первой, я распечатала слова первого куплета для девочек, и сейчас хотела бы попросить их спеть дуэтом, а я им помогу: буду играть аккомпанемент (для Лиды) и помогать держать интонацию (партия Ксюши). Поскольку темп, в котором мы работали, был медленный, девочкам тяжело петь и держать дыхание. Исходя из этого, делаем вывод, что темп должен быть  более подвижным. Теперь я попрошу девочек снова исполнить это произведение целиком, но уже с учетом проделанной нами работы.

Таким образом, мы планируем и дальше работать над этим романсом для достижения наилучшего результата.

        Следующее произведение, которое мы бы хотели вам показать, это русская народная песня «Светит месяц» Это произведение находится у нас в работе около месяца, поэтому здесь мы поработаем над общим художественным смыслом. Для начала девочки скажут, что значит понятие народной песни (Песня, написанная не одним композитором, а народом). Я представляю вашему вниманию исполнение этой песни Ансамблем русской песни «Воронежские девчата».

 Характер у песни веселый, задорный. Сейчас девочки постараются исполнить нам ее от начала до конца.

В этом ансамбле также хотелось бы обратить внимание на общее вступление. Поскольку обе партии начинаются одновременно, здесь очень важно начать вместе. В силу возраста девочкам пока еще сложно понять что такое ауфтакт, поэтому на данном этапе мы будем начинать после отсчета на «три, четыре». После слова «четыре» девочки как бы отталкиваются, и создается ощущение того самого ауфтакта. Конечно, в дальнейшем мы уберем отсчет, а пока это используется для облегчения задачи одновременного вступления на начальном этапе.

Теперь рассмотрим произведение по форме. Условно здесь можно увидеть 3 раздела, каждый из которых имеет свой характер. Посмотрим первую партию. Мелодия начинается одноголосно, потом ее подхватывает второй голос. С чем это можно сравнить? С тем, как один человек запевает песню, а хор его подхватывает. А поскольку регистр ближе к высокому, можно предположить, что запевают девушки, поэтому по динамике это должно звучать весело и активно, но при этом нежно. Посмотрим партию аккомпанемента. Как мы уже говорили в предыдущем произведении, основой является бас, а аккорды правой руки – гармоническим заполнением. Поэтому бас мы берем более глубоко и активно, а аккорды тише и легче. Во втором разделе мелодия уходит ко второй партии и звучит в низком регистре. Так могут петь юноши, которые вышли после девочек. Теперь ведет Ксюша, а сопровождающая партия перешла к Лиде. Она должна лишь только поддержать, поэтому по динамике будет звучать легко и ненавязчиво. В одном месте у первой партии звучит подголосок к основной теме, и провести его нужно очень нежно и певуче.

Третий раздел  снова отдает мелодию в первую партию, где она звучит поступенно восьмыми, т.е. более короткими длительностями. Здесь Лида представляет, как на первый план выходят мелкими шажочками девушки, причем переступают они так, как в известном русском народном ансамбле «Березка», а именно таким образом, что самих шагов из-под длинных юбок не видно, и создается впечатление, как будто девушки «плывут». Можно представить, как они начинаю закручиваться в хоровод, сперва в один ряд, а потом, при подключении второго голоса – в два. Соответственно должна звучать и вторая партия, чтобы ни в коем случае не «утяжелить» наших «девушек».

Этот раздел сочетает в себе признаки двух предыдущих, в первой половине солирует первая партия, во второй – вторая. Можно представить, как к хороводу девушек присоединяются юноши, и начинает кружиться один большой общий хоровод, что и становится кульминацией праздника. Не забудем и про одновременное окончание, снятие рук. Поскольку начинали мы с отсчета, то и закончить можем подобным образом, только на этот раз считать будут обе девочки и про себя (на 3-4) и при этом они будут внимательно смотреть на руки друг друга, чтобы снять одновременно.

И, как итог проделанной нами работы, девочки постараются исполнить это произведение от начала до конца, учитывая мои предыдущие замечания.

Заключение

        Приобретённые навыки и умения игры в различного рода ансамблях совершенствуют слуховые, ритмические, образные представления учащихся, формируют их музыкально – эстетический вкус на высокохудожественных произведениях, воспитывают чувство партнёра, обогащают кругозор, учат воспринимать музыку осознанно. Игра в ансамбле вызывает живой интерес у учащихся, активизирует их внимание, организует исполнительскую волю, повышает чувство ответственности за ансамбль.

          Ценным в работе над фортепианным ансамблем является то, что учащиеся получают удовлетворение от совместно выполненной художественной работы, чувствуют радость общего порыва, объединённых усилий, взаимной поддержки, начинают понимать своеобразие совместного исполнительства. Все это говорит о необходимости занятий ансамблевым музицированием.

 

 

 

Список используемой литературы:

 

Литература.

  1. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. М.: Музыка, 1978.
  2. Баренбойм Л. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. Л., 1969.
  3. Вопросы фортепианной педагогики – сборник статей под ред. В. Натансона. М.: Музыка, 1971.
    Статьи: Готлиб А. Первые уроки фортепианного ансамбля.
    Лерман М. О некоторых задачах обучения будущего пианиста.
  4. Коган Г. Работа пианиста. М., 1979.
  5. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. М., 1982.
  6. Перельман Н. В классе рояля. М., 2002.
  7. Сорокина Е. Фортепианный дуэт. М.: Музыка, 1988.
  8. Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано. М.: Просвещение, 1984.

Использованные электронно-образовательные ресурсы:

  1.  Методика преподавания игры на фортепиано http://window.edu.ru/resource/653/27653 01.03.2016г
  2. Биография М. Глинки http://to-name.ru/biography/mihail-glinka.htm 05.03.2016г.
  3. История создания романса «Жаворонок» http://meta-music.ru/song/zhavoronok 05.03.2016г.
  4. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсовhttp://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/016e0000-0000-fadf-80a3-80ef82b62bcf/?interface=catalog&class[]=42&class[]=51&subject[]=33 11.03.2016г.
  5.  Методы работы на уроках музыкиhttp://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2013/12/17/metody-raboty-na-urokakh-muzyki 01.03.2016г.
  6. С.Лемешев «Жаворонок»https://www.youtube.com/watch?v=gu867xYbbMI 12.03.2016г.
  7. «Светит месяц»https://www.youtube.com/watch?v=lCrQyEKDchk 12.03.2016г.

Ссылка на видеофрагмент