Анализ Отборочного тура
Региональной культурной олимпиады по видам искусства «Музыкальное искусство»
16 октября 2015 год
В МУДО «Усть-Ордынская ДШИ» 16 октября 2015 года прошел Отборочный тур Региональной культурной олимпиады по видам искусства «Музыкальное искусство» по номинациям «Сольфеджио», «Музыкальная литература», «Музыкальный эрудит». Зав. теоретическим отделением Белобородовой В.В. было разработано положение о проведении олимпиады, составлены задания по номинации «Сольфеджио». Преподавателем теоретических дисциплин Дмитриевой Л.В. разработаны тестовые задания по номинациям «Музыкальная литература» и «Музыкальный эрудит», составлены викторины. Олимпиадные задания формировались согласно программным требованиям учебных предметов «Музыкальная литература» и «Сольфеджио» с учетом пройденного и освоенного материала первой четверти текущего учебного года.
Номинация «Сольфеджио» включала в себя: теоретическую работу, которая охватывала объем знаний курса программы учебного предмета «Сольфеджио»; практическую часть, которая предусматривала музыкальный диктант, слуховой анализ, чтение с листа нотных примеров и ритмический рисунок, кроссворд.
Номинация «Музыкальная литература» включала в себя: музыкальную викторину, которая охватывала подробный музыкальный материал; теоретическую работу, которая затрагивала жизнь и творчество композиторов, жанры и формы произведений, стили, кроссворд.
Номинация «Музыкальный эрудит» к 175-летию со дня рождения П.И. Чайковского (объединенный круг заданий по курсу программ учебных предметов «Музыкальная литература» и «Сольфеджио») включала в себя: музыкальную викторину, которая охватывала музыкальный материал, с включением фрагментов произведений П.И. Чайковского; теоретическую работу, в которой был блок заданий по творчеству П.И. Чайковского; музыкальный диктант и тестовые задания по «Сольфеджио», согласно требованиям Олимпиады.
Для всех участников Олимпиады по всем номинациям и группам (кроме учащихся 4 класса семилетнего цикла обучения в номинации «Сольфеджио») проводилась Презентация, где были представлены разнообразные вопросы, охватывающие требования программ учебных предметов «Сольфеджио» и «Музыкальная литература» и общий кругозор участников Олимпиады. Баллы, полученные за презентацию суммировались к общим баллам олимпиадных заданий.
В олимпиаде принимали участие учащиеся 4, 7 и 8 классов из двух школ МУДО «Усть-Ордынская ДШИ» и МБУДО «Осинская школа искусств», всего участников – 11 детей.
В номинации «Сольфеджио» среди учащихся 4 класса (7-летний курс обучения) участвовало 5 человек. Максимальное количество баллов за олимпиадные задания – 116. Претендентов на I место по баллам не было.
II место – Павлова Анастасия (99 б.), преп. Казанцева И.В.
III место – Бахрунов Андрей (97 б.), преп. Казанцева И.В.
V место – Павлов Рома (86, 5 б.), преп. Казанцева И.В.
Это все учащиеся МУДО «Усть-Ордынская ДШИ».
V место – Тельнова Вера (86 б.), преп. Уварова О.Т. (МБУДО «Осинская школа искусств).
Участие – Эрдынеева Ксения (60 б.), преп. Тельнова А.Н. (МБУДО «Осинская школа искусств»).
Самый слабый раздел в олимпиаде – музыкальный диктант, учащиеся не справились с написанием диктанта. Диктант был по уровню 3-го класса в тональности Es-dur, размер 4/4, повторного строения, с использованием ритмической группы четверть с точкой и восьмая, в мелодии встречались скачки на интервалы: ч.4, м.6, ч.5. Максимальное количество баллов по диктанту – 10:
- Павлова Настя – 5 б.
- Бахрунов Андрей – 3 б.
- Павлов Рома – 2 б.
- Тельнова Вера – 1, 5 б.
- Эрдынеева Ксения – 1 б.
Средний балл по диктанту: 2, 5.
Основные замечания по диктанту: не слышат движение мелодии, тонику, скачки, поступенные ходы, повторность, каденции в середине и в конце построения, неверно ритмически записана мелодия диктанта, неверно оформление диктанта по предложениям.
Слуховой анализ – уровень написания данного раздела средний, максимальное количество баллов – 10:
- Бахрунов Андрей – 8 б.
- Павлова Настя – 7 б.
- Тельнова Вера – 6,5 б.
- Павлов Рома – 6 б.
- Эрдынеева Ксения – 4 б.
Средний балл по слуховому анализу: 6, 3.
Основные замечания по слуховому анализу: не определяют на слух м.6, М5/3, ч.5, путают м.6 и б.6, б.2 и м.2, название аккорда пишут с маленькой буквы, вместо вида минора пишут буквенное обозначение тональности.
Чтение с листа – уровень средний, максимальное количество баллов – 10:
- Павлова Настя – 9 б.
- Бахрунов Андрей – 8 б.
- Эрдынеева Ксения, Тельнова Вера – 6 б.
- Павлов Рома – 2 б.
Средний балл по чтению с листа: 6, 2.
Замечания по каждому учащемуся:
- Павлова Настя – поет низко позиционно.
- Бахрунов Андрей – направление мелодии есть, но нет точного попадания на звуки, тонику слышит.
- Эрдынеева Ксения – не точно тактирует, нет четких долей, не может спеть поступенное движение вверх и вниз, в тонику не пришла.
- Тельнова Вера – не спела ход I-II-III, не пришла в тонику в конце, не точно тактирует, нет четких долей.
- Павлов Рома – не интонирует, нет жеста при тактировании, ритмически неверно группировка две шестнадцатые и восьмая.
Ритмическое упражнение – уровень хороший, максимальное количество баллов – 10:
- Павлов Рома – 10 б.
- Бахрунов Андрей – 10 б.
- Тельнова Вера – 9 б.
- Павлова Настя, Эрдынеева Ксения – 6 б.
Средний балл по ритм. упражнению: 7.
Основные замечания по ритмическому упражнению: не могут простучать ритм четыре шестнадцатых, две шестнадцатых и восьмая.
Кроссворд (знание теоретических понятий) - уровень высокий, максимальное количество баллов – 10:
- Бахрунов Андрей, Павлова Настя – 9 б.
- Павлов Рома, Тельнова Вера – 8 б.
- Эрдынеева Ксения – 7 б.
Средний балл по кроссворду: 8, 2.
Основные замечания по кроссворду: неверно называют жанр музыки – песня, не ответили на вопрос, связанный с изменением звука (повышение или понижение на полтона) – альтерация, не знают правило одноименные тональности
Теоретическая работа – уровень хороший, максимальное количество баллов – 66:
- Павлова Настя – 63 б.
- Бахрунов Андрей – 59 б.
- Павлов Рома – 58, 5 б.
- Тельнова Вера – 55 б.
- Эрдынеева Ксения – 38 б.
Средний балл по теоретической работе: 54, 5.
Замечания по каждому учащемуся:
- Павлова Настя (неверно записала ритмическую группу две шестнадцатых и восьмая, не выставила ключевые знаки в тональности B-dur, не проставила соответствующие знаки альтерации в мажорном трезвучии от звука «h»).
- Бахрунов Андрей (обозначение обращений тонического трезвучия в миноре пишет с большой буквы, не знает правило переменного лада, не выставил знаки диезы и бемоли у мажорных гамм, неверно записал ключевой знак си-бемоль, неверно проставил соответствующие знаки альтерации у Б5/3 и М5/3).
- Павлов Рома (неверно пишет буквенное обозначение гамм F-dur, Es-dur, B-dur, не указал на каких ступенях в миноре строятся t6, t6/4, с большой буквы пишет обозначения обращений тонического трезвучия в миноре, не знает правило переменный лад, неверно определил тональность в задании № 11, неверно проставил соответствующие знаки альтерации в аккордах Б5/3 от звука «h» и М5/3 от звука «g»).
- Тельнова Вера (пишет с большой буквы в миноре обозначения обращений тонического трезвучия, не знает правило переменный лад, неверно записала ритмические группы: восьмая и две шестнадцатых, две шестнадцатых и восьмая, у четверти не закрасила кружочек, не построила обращения тонического трезвучия в мажоре, неверно определила интервал м.6, в задании № 11 неверно определила тональности, не проставила соответствующий знак у Б5/3 от звука «h»).
- Эрдынеева Ксения (не знает буквенное обозначение тональностей D-dur, B-dur, Es-dur, неверно указала ступень Т6/4, в миноре обозначение обращений Т5/3 пишет с большой буквы, не знает правило переменный лад, неверно пишет ритмические группы: восьмая и две шестнадцатых, две шестнадцатых и восьмая, не справилась с построением Т5/3 с обращениями, S5/3, D5/3 в тональности, неверно определила и подписала интервалы: м.2, б.3, м.6, м.3, ч.8, в задании № 11 неверно определила тональности, не справилась с заданием № 12 – проставить соответствующие знаки альтерации у Б5/3 и М5/3).
В номинации «Сольфеджио» учащиеся 7 класса, принимало участие 4 учащихся, трое из МУДО «Усть-Ордынская ДШИ», один из МБУДО «Осинская школа искусств» Максимальное количество баллов за олимпиадные задания – 195. Претендентов на I место по баллам не было.
II место – Хартанова Ира (170,5 б.), преп. Белобородова В.В.
III место – Хангуева Аяна (156, 5 б.), преп. Белобородова В.В.
Участие – Алексеева Надя (93 б.), преп. Белобородова В.В.
Это все учащиеся МУДО «Усть-Ордынская ДШИ».
V место – Иванова Вероника (113 б.), преп. Тельнова А.Н. (МБУДО «Осинская школа искусств).
Самый слабый раздел в олимпиаде – музыкальный диктант, максимальное количество баллов – 10:
- Иванова Вероника – 5 б.
- Хартанова Ира - 4,5 б.
- Хангуева Аяна – 1 б.
- Алексеева Надя – 1 б.
Диктант был по уровню 6 класса в тональности D-dur, размер ¾, период 8 тактов, с использованием гармонического мажора и хроматизмов.
Средний балл по диктанту: 2,8.
Основные замечания по диктанту: неверно определяют размер, не слышат движение мелодии, скачки на б.6, ув.4, ход по D5/3, каденции, ритм четверть с точкой и восьмая.
Слуховой анализ – уровень средний, максимальное количество баллов – 10:
- Хангуева Аяна – 7,5 б.
- Иванова Вероника – 6 б.
- Хартанова Ира, Алексеева Надя – 5 б.
Средний балл по слуховому анализу: 5,8.
Основные замечания по слуховому анализу: неверно определяют на слух D6/5, ум.VII7, Б6/4, ув.2-ч.4, путают минорную пентатонику с мажорной, м.2 и б.2.
Чтение с листа – уровень хороший, максимальное количество баллов – 10:
- Иванова Вероника, Хангуева Аяна – 8 б.
- Хартанова Ира, Алексеева Надя – 7 б.
Средний балл по чтению с листа: 7,5.
Замечания по каждому учащемуся:
- Иванова Настя (нет четких долей в тактировании, неверно спела ритмическую группу восьмая и две шестнадцатых).
- Хангуева Аяна (интонация устойчивая, не сориентировалась сразу в тактировании размера 6/8).
- Хартанова Ира (неустойчивая интонация, путается в тактировании в переменном размере).
- Алексеева Надя (неустойчивая интонация, путается в тактировании в переменном размере).
Ритмическое упражнение – уровень высокий, максимальное количество баллов – 10:
- Хангуева Аяна – 10 б.
- Иванова Вероника – 9 б.
- Хартанова Ира – 8 б.
- Алексеева Надя – 7 б.
Средний балл по ритмическому упражнению: 8,5.
Основные замечания по ритмическому упражнению: не держат залигованные ноты, неверно стучат ритмические группы: триоль, синкопу.
Сочинение секвенции (творческое задание) – уровень высокий, все учащиеся справились с заданием, набрав максимальное количество баллов – 5.
Кроссворд (теоретические понятия) – уровень хороший, максимальное количество баллов – 20:
- Хартанова Ира – 20 б.
- Хангуева Аяна – 19 б.
- Иванова Вероника – 16 б.
- Алексеева Надя – 16 б.
Средний балл по кроссворду: 17, 75.
Основные замечания по кроссворду: не смогли назвать музыкальный инструмент, используемый для настройки на ноту «ля» первой октавы, интервал, в котором три тона, не знают понятие «энгармонизм», что такое унисон, фригийский лад, септаккорд, интервал октава?
Презентация (общий кругозор знаний) – уровень средний, максимальное количество баллов – 34:
- Хартанова Ира – 30 б.
- Хангуева Аяна – 29 б.
- Алексеева Надя – 22 б.
- Иванова Вероника – 10 б. (общий кругозор – слабо).
Средний балл по презентации: 22,75.
Основные замечания по презентации: не смогли по картинкам узнать фрагменты опер «Снегурочка», «Борис Годунов», «Руслан и Людмила», не знают балерину Майю Плисецкую, оперного певца Дм. Хворостовского, дирижера В. Гергиева.
Теоретическая работа – уровень средний, максимальное количество баллов – 96:
- Хартанова Ира – 91,5 б.
- Хангуева Аяна – 87 б.
- Иванова Вероника – 54 б.
- Алексеева Надя – 34 б.
Средний балл по теоретической работе: 66.
Замечания по теоретической работе по каждому учащемуся:
- Хартанова Ира (в задании №1: не отметила в мелодии D5/3, D7, в задании №4 не подписала в разрешении тритона б.6, не проставила ключевой знак; в задании №6 не понизила VI ступень в тритоне ув.4, в задании № 10 ключевой знак проставила перед нотами, пропустила при написании знак «ре-диез»).
- Хангуева Аяна (в задании №1: неверно выставила ключевые знаки, случайные знаки не выставила у нот, не отметила в мелодии D7, D5/3; в задании №3: не выставила знак в М. маж.7, в задании № 4: не проставила ключевые знаки в H-dur, в задании № 7: неверно построила ув.5 и ум.4 с разрешением в тональности; в задании № 9: неверно построила минорную пентатонику, не выполнила задание № 11: построить МVII7 и разрешить 2-мя способами).
- Иванова Вероника (в задании №1: неверно определила тональность, в задании № 2: не выписала группу уменьшенных интервалов, записала неверно интервал ум.5 в консонансы, интервал б.6 в диссонансы; в задании № 3: не достроила М.маж.7, в задании № 4: не выставила ключевые знаки в гаммах, неверно подписала аккорд, не закрасила неустойчивые звуки, перепутала в разрешении тритона ув.4 сексту; не справилась с заданием № 6: разрешить тритон в 4 тональности, в задании № 7: не подписала разрешение ув.5 и ум.4; в задании № 8: неверно разрешает D6/5, D4/3, не показала устойчивые и неустойчивые звуки в аккордах; в задании № 10: поставила лишний ключевой знак, не выставила случайные знаки у нот; не справилась с заданием № 11: построить М.VII7 с разрешением в тональности (2 способа).
- Алексеева Надя (в задании № 1: не отметила в мелодии D5/3, D7, не выставила на 2-й строке ключевые знаки, в задании № 2: не выписала уменьшенные интервалы, не указал консонансы – б.6 и б.3, диссонансы – ум.5, б.7, ув.4, в задании № 3: не построила М.маж.7, неверно построила Ув.5/3, М6/4, Ум.5/3, М6; не справилась с заданием № 4: определить интервалы и аккорды и разрешить их; с заданием № 6: разрешить тритон в 4 тональности, с заданием № 5: подписать интервалы и сделать их обращение; не полностью выполнила задание № 8: построить аккорды в тональности, в задании № 10: написала лишние знаки у нот; не справилась с заданием № 11: построить МVII7 и разрешить 2-мя способами в тональности).
В номинации «Музыкальный эрудит» принимала учащаяся МУДО «Усть-Ордынская ДШИ» - Анганаева Юлия (преп. Дмитриева Л.В.), занявшая III место (217, 5б). Максимальное количество баллов по заданиям – 281.
Викторина – 50 б. из 76 б. (не полностью указана информация о музыкальном примере).
Презентация – 28 б. из 34 б. (неверно указала лад, год создания первой консерватории, не назвала по портрету П.И.Чайковского, фамилию мецената Н.Ф. фон Мекк, известного альтиста Ю. Башмета).
Диктант – 7 б. из 10 б. (неверная группировка четверть с точкой и восьмая, не обозначила гармонический вид минора, ключевые знаки выставила после размера).
Сольфеджио – 30, 5 б. из 40 б. (указала не все ключевые знаки в Fis-dur, не повысила VII ступень в миноре у аккорда D6/5, в задании № 3: не разрешила D7, не указала ключевые знаки в гаммах).
Теоретическая работа (задание № 2) – 61 б. из 70 б. (не знает форму сонатное аллегро, кто были по специальности выдающиеся личности: Д. Ойстрах, Т. Синявская; сколько песен написал Ф. Шуберт, не знает эпоху Романтизм, не назвала творческие коллективы нашего поселка, не знает какие концерты прошли в этом году в г. Иркутске).
Кроссворд – 31 б. из 43 б. (не ответила: жанр творчества Скрябина, режиссер фильмов с музыкой С. Прокофьева, произведение для оркестра из 4-х частей, балет Стравинского, русский композитор, пианист, автор большого количества ф.п. произведений, ученик Зверева, Танеева, Аренского, Зилоти, русский писатель, автор романа-эпопеи и текста одноименной оперы Прокофьева, балет С. Прокофьева, главный герой оперы П. Чайковского «Евгений Онегин», полифоническое произведение, основанное на проведениях основной темы и ее видоизменениях.
Блок заданий по творчеству П. Чайковского – 8 б. (максимальное).
В номинации «Музыкальная литература» принимала участие учащаяся 5 класса МУДО «Усть-Ордынская ДШИ» - Копылова Юлия набрала 41 балл (преп. Дмитриева Л.В.). Максимальное количество баллов – 211.
Викторина – 6 б. из 76 б. (слабо, не знает музыку русских и зарубежных классиков, название произведений, тональности, части, действие в опере, кто исполнитель, жанры).
Презентация – 9 б. из 34 б. (слабо, обратить внимание на общий кругозор: знать известных музыкантов, исполнителей, театры, меценатов, оперы, жанры, поэтов, дирижеров, ритмическую группу синкопу, прием обращение интервалов, когда была открыта первая консерватория и кем?).
Тестовая работа – 17 б. из 54 б. (обратить внимание на группы музыкальных инструментов, знать оперы, реквием В. Моцарта, этюды Ф. Шопена, форму сонатное аллегро, музыкальные жанры к которым обращались композиторы, оперы русских классиков, основоположника первой русской консерватории, эпоху классицизм, танцы страны Польша, понятия: мелодия, а капелла, фуга,
Кроссворд – 9 б. из 43 б. (слабо, знать вопросы о творчестве русских, зарубежных и отечественных композиторов, музыкальные направления, эпохи Барокко, классицизм, романтизм, импрессионизм, танцы, музыкальные жанры, главных героев опер, режиссеров, которые работали вместе с композиторами при создании своих фильмов).
Качество знаний по номинации «Сольфеджио» 4 класс (7) – 75 %.
Качество знаний по номинации «Сольфеджио» 7 класс (7) – 75 %.
Качество знаний по номинации «Музыкальный эрудит» 8 класс – 77 %.
Качество знаний по номинации «Музыкальная литература» - 19 %.
В целом качество знаний по олимпиаде – 62 %.
Зав. теоретическим отделением В.В. Белобородова