Открытый урок

Открытый урок преподавателя высшей категории

Белобородовой Виктории Викторовны

по теме «Вокально-хоровая работа на примере

старшего хора «Ровесник»

в рамках обучающего семинара для преподавателей ДМШ и ДШИ

Усть-Ордынского территориального методического объединения

 

3 ноября 2011 год

 

Тема: Вокально-хоровая работа на примере старшего хора «Ровесник»

Цель урока: познакомить преподавателей  с методикой работы в старшем хоре

Задачи: 1. Образовательная:

1.Вступительное слово.

2.Распевание в хоре: выстраивание унисона, упражнение в легато, в стаккато, на развитие голосового и динамического диапазона, навыки владения резонаторами и артикуляционным аппаратом, упражнение для свободного движения нижней челюсти, для развития дикции, для развития гармонического слуха, для развития ощущения ладовой окраски и чувства ритма.

3.Работа над произведением Г.А. Струве «Дороги вдаль зовут».

2. Воспитательная: воспитание у обучающихся осознанного отношения к интонации, звукоизвлечению.

3. Развивающая: слух, ритм, память, мышление, речь.

Методы: словесный, наглядный, ретроспективы, сравнения, музыкального обобщения.

Оборудование: рояль, ноутбук, мультимедиа, диск DWD-R.

Использование ИКТ: видеозаписи и аудиозаписи хора «Ровесник», презентация.

Использование технологий: уровневая дифференциация, коллективных творческих дел, здоровьесберегающая

 

Использованная литература

  1. Белобородова В.В. Адаптированная образовательная программа по предмету «Коллективное музицирование» (Хоровой класс) для учащихся инструментальных и хоровых отделений детских музыкальных школ и школ искусств. Срок обучения – 7 лет. п. Усть-Ордынский, 2005.
  2. Казачков С. От урока к концерту. – Казань, 1990.
  3. Музыка в 4 – 7 классах: Метод. Пособие для учителя /Т.А. Бейдер, Т.Е. Вендрова, Е.Д. Критская и др.; Под ред. Э.Б. Абдуллина; Науч. Руководитель Д.Б. Кабалевский. – М.: Просвещение, 1986.
  4. Струве Г. Ступеньки музыкальной грамотности: Хоровое сольфеджио. – СПб., 1999.
  5. Г. Струве. Я хочу увидеть музыку. Песни для солистов, вокальных ансамблей и детского хора. – Изд. третье, доп. – М., 2002.

 

Наглядные пособия

Хоровые партии песни Г. Струве «Дороги вдаль зовут», портрет композитора Г. Струве.

 

Ход урока

1.Вступительное слово.

          В хоре «Ровесник» занимаются дети разновозрастные  (от 10 до 17 лет) и разных национальных культур (русские, буряты, татары), но всех их объединяет любовь к хоровому пению. В основе репертуара – собственные аранжировки произведений русских, зарубежных и современных композиторов, переложения и обработки местного музыкального фольклора.

Хористы знакомятся с певческими традициями, бытом и культурой русского старожильческого населения Предбайкалья, национальным музыкальным материалом бурятского народа.

У  обучающихся формируются обобщённые интеллектуальные умения: умение анализировать музыкальные произведения и делать выводы;

ных ситуаций и активную самостародуктивной, своевременной.слышать разнохарактерные произведения и стили композиторов; устанавливать взаимосвязь между жизнью и музыкой;  сравнивать музыку композиторов-классиков, местный песенный материал и современных авторов.

Причинами нарушения детского голоса могут быть перенапряжение, напряжённая вокализация, чрезмерная разговорчивость, разговор в шумной обстановке, твёрдая атака в разговоре и пении, надрывный кашель, сухой воздух.  Поэтому  важно сформировать у  обучающихся  необходимые знания, умения и навыки по охране детского голоса, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Основные принципы работы с детьми в мутационный период: не ускорять процесс развития гортани, не использовать репертуар взрослых певцов, не петь при хрипоте. Осторожное пение во время мутации способствует более спокойному ее протеканию. При двухчасовых занятиях хора необходимо устраивать перерыв после первых 45 минут, проветривать помещение.

В хоре ребёнок приучается к коллективному музицированию, выполнению определённых вокальных навыков, умению анализировать характер звучания голоса (свой и товарищей) и сливаться со своей партией по высоте и тембру. Результатом применения технологии коллективных творческих дел являются: навык хористов петь по ручным знакам, у коллектива вырабатываются ценности и идеалы исходя из личностных интересов, создаются условия включения детей в творческую деятельность, оцениваются результаты коллективной деятельности с точки зрения каждого, формируется среда взаимоуважения и понимания друг  друга.

 

2. Распевание в хоре: материал, используемый для упражнений должен быть легко запоминаемый и постоянный. Постоянно использую следующие упражнения:

1.упражнение на одном звуке;

2.гаммообразные упражнения;

- в non legato

- в legato

- в staccato;

3.навыки владения резонаторами и артикуляционным аппаратом;

4.упражднения для свободного движения нижней челюсти.

5.упражнения для развития ощущения ладовой окраски и чувства ритма.

 

1. Упражнение на одном звуке (выстраивание унисона), петь по полутонам вверх начиная с «ля» I октавы  и до «ми» II октавы и вернуться вниз на исходный звук. Петь медленно, на цепном дыхании. В данном упражнении одновременно с дыханием отрабатывается атака звука. По мере того, как хор овладевает дыханием, предъявляются все более строгие требования к качеству всех видов атаки, и в первую очередь мягкой.

 

2. Упражнение в legato.

В данном упражнении атака употребительна только мягкая или смешанная. Петь в умеренном темпе, начиная с «до» II октавы и вверх по полутонам до «фа» II октавы, затем вниз до «ми» I октавы. Сила звучания должна быть одинаковой от первой до последней ноты.

а) Пение на звук «у», губы сложить трубочкой.

Рисунок1

б) При формировании гласной «и» звук должен быть прикрытым.

(Из практических занятий по вокалу педагога ВСГАКИ И.Ф. Кузьминой, 1998 г.)

Рисунок2

3.Упражнение в staccato.

Упражнение петь в умеренном темпе. Для более четкого рисунка акцентировать сильную долю. Добиваться устойчивости всех звуков, активно пользоваться дыханием.

(Из практических занятий по вокалу педагога ВСГАКИ И.Ф. Кузьминой, 1998 г.)

Рисунок3

4.Навыки владения резонаторами и артикуляционным аппаратом.

Эти навыки воспитываются в сочетании, поскольку резонаторы и артикуляционные органы функционально связаны. В натуральном виде резонаторы функционируют обычно изолированно, каждый на своем участке диапазона. Задача – добиться их оптимального смешения. Обучение начинается с примарных тонов диапазона, естественно включающих в грудной резонатор. Давая понятие о головном резонаторе на этом участке, мы закладываем основу для смешанного звукообразования. Правильная настройка голоса предусматривает пение близким звуком в высокой позиции на всем диапазоне. С учетом этих обстоятельств даются первые упражнения: пение одиночных выдержанных примарных звуков на слогах «си» и «ми», помогающих включить головной резонатор в близком и высоком звучании, а также исполнение нисходящих и восходящих поступенных последовательностей из нескольких звуков на сочетании «си-я» и «ми-я».

(С. Казачков «От урока к концерту»)

Рисунок4

Слоги для смешанного звукообразования «ли», «ди», «ми», «зи», «ду», «лю». Гласные «и», «е», «ю», способствуют высокому звучанию. Петь упражнение в умеренном темпе. Владение высокой позицией становится потребностью хора и придает его звуку полетность, звонкость, легкость, одухотворенность, благородство и красоту.

5. Упражнение для свободного движения нижней челюсти.

Добиваясь свободной и естественной артикуляции, мы облегчаем работу гортани, связок, дыхания, ибо, как известно, «хорошо сказанное наполовину спето».

Рисунок5

6.Для развития голосового и динамического диапазона.

Упражнение петь на одном дыхании начиная в нюансе P, делая постепенно крещендо и выход на f. Петь на гласную «ю». (Г.А. Струве «Хоровое сольфеджио»).

Диапазон

 

7.Упражнение для развития дикции.

Для развития дикции полезно пение скороговорки на одиночном выдержанном примарном звуке, двухголосно в квинту и трехголосно по мажорному трезвучию. (В. Белобородова из практических занятий)

Например:        Бык, тупогуб, тупогубенький бычок,

                           У быка бела губа, была тупа.

8. Упражнение для развития гармонического слуха.

Петь упражнение по мажорному трезвучию вверх на слово «Здравствуйте», используя прием наслаивания одной партии на другую.

(Из практических занятий Г.А. Струве, 2003 г.)

Рисунок7

9.Упражнение для развития ощущения ладовой окраски и чувства ритма.

(В. Белобородова из практических занятий)

Пение гаммы Ре мажор вверх и вниз на штрих legato, staccato.

 

Рисунок8

Пение гаммы legato на разные ритмические группы:

Рисунок9

Рисунок10

 

3.Работа над произведением Г. Струве «Дороги вдаль зовут» на стихи В. Степанова.

Георгий Александрович Струве навсегда связал свою жизнь с детьми, посвящая им свое творчество. Песенное творчество композитора посвящено красоте России, детству, любви, дружбе, мужеству и стойкости – всему, что волнует каждого из нас. Для его песен характерны: искренность, мелодичность, простота и выразительность музыкальных образов.

Песня «Дороги вдаль зовут» насыщена романтикой, написана в ритме вальса, рассказывает о школьной поре детства, о мечте, об отношении человека к Земле, к Родине.  Учит нас быть добрыми, бережливыми, любить прекрасный мир и быть самим душой прекрасными.

Светлую мечтательность настроения, задумчивость и вместе с тем устремленность движения вперед, «полетность», достижимость мечты передает интонационный строй песни, ее лирическая вальсовость, особенности мелодической линии, безостановочность движения.

Мелодия песни точно соответствует содержанию слов и подводит к кульминации. Это потребует тщательной работы над кантиленой, над дыханием, над чистотой интонирования.

Общее светлое звучание достигается высокой певческой позицией хорового исполнения, которая должна быть сохранена и на низких звуках. Для этого они должны исполняться легко, на дыхании, с ощущением стремления к вершине.

Характер звуковедения песни требует большой связности – legato, длинных музыкальных фраз, хорошо поставленного дыхания. Запев исполняется в унисон, что потребует тщательной работы над интонацией, слаженностью голосов, выстраиванию унисона всех партий. Обратить внимание на интонацию широких интервалов в запеве: чистую октаву и нону, которые начинаются из затакта, что представляет особую трудность при интонировании. В припеве выстроить ансамбль между голосами, трехголосие, активизировать слово, выход на кульминацию.

Воплотить музыкальный образ этой песни означает достичь светлого, напевного звучания, непрерывности ее мелодического движения, широты дыхания. А этому поможет работа над кантиленой, мягкой атакой звука, над округленным формированием гласных, ясной артикуляцией, сохранением высокой певческой позиции во всем диапазоне мелодии.

Исполнение хором песни Г. Струве «Дороги вдаль зовут».

 

4.Заключительное слово.

 

Используя в работе с хоровым коллективом методики разных авторов, мы пополняем свой хормейстерский багаж, учимся вокальному мастерству, выбирая то, что для нас является необходимым и приемлемым. Ведь нет единой и обязательной методики для всех, то, что у одного дает прекрасный результат, у другого может привести к неудаче. Формируя вокальные навыки в детском коллективе, нельзя забывать и о воплощении художественного образа в произведении.