Открытый урок Харинаевой И.Г.
на тему: «Начальный период освоения гамм
в классе специального фортепиано»
Цель – показ форм и методов работы при знакомстве учащихся с гаммами и освоении ими гаммового комплекса.
Задачи:
1.познакомить преподавателей с методами первоначального освоения гамм учащимися
2.показать способы работы над разучиванием различных видов исполнения гамм
I. Введение
Нет необходимости объяснять насколько полезно для учащихся играть гаммы. Данную аксиому знает любой музыкант, причем никто не сомневается в том, что именно гаммы положительно влияют на их техническое развитие.
В нашей школе существует проблема первоначального освоения гамм: часто обучающиеся боятся играть гаммы, отсюда вырабатываются комплексы при сдаче технических зачетов, которые порой приводят к различным негативным последствиям, вплоть до отчисления из школы.
Сейчас стали доступны многие методические пособия известнейших педагогов и исполнителей, в которых довольно подробно описываются способы работы над гаммами, включающие в себя работу над преодолением различных технических задач, а также звуковых, динамических, ритмических и прочих других. Но, к сожалению, везде описываются способы работы с обучающимися, которые уже достаточно уверенно знакомы с гаммами и свободно ими владеют.
У каждого преподавателя-пианиста в определенный момент возникает вопрос: как начать знакомить обучающегося с гаммами и гаммовым комплексом, чтобы свести к минимуму негативные эмоции, часто возникающие практически у всех обучающихся?
На сегодняшнем открытом уроке я попытаюсь показать свои методы ознакомления с гаммами, основанные на личном опыте работы с учащимися.
Вашему вниманию предлагается разработанный для нашей школы гаммовый комплекс, включающий в себя исполнение в каждой гамме непосредственно самой гаммы, аккордов и арпеджио.
На первый технический зачет учащиеся готовят 5 мажорных гамм (до 4 диезов) и 2 минорные (a-moll, e- moll).
В основном, работа по подготовке к техническому зачету так и идет: сначала разучивается одна гамма, допустим, До мажор, затем, по мере ее освоения, разучивается Соль мажор и так планомерно, пока учащийся не выучит весь необходимый объем гамм. У данного метода есть несколько существенных недостатков:
Я же предлагаю иной способ их освоения, который я практикую уже на протяжении как минимум 15-ти лет. Этим способом я поделилась с нашим молодым специалистом, которая спустя три недели работы пришла ко мне с восторженными отзывами, отмечая, что этот способ «реально работает».
Суть моего метода заключается в том, что я не работаю над комплексом как таковым в целом, а разбиваю весь объем гамм, необходимых к тех.зачету на блоки: отдельно учим гаммы, после этого учим только аккорды, а затем приступаем и к арпеджио.
Что это дает?
1.Учащийся сразу же охватывает весь объем гамм, имеет полное представление о знаках и отличиях между гаммами.
2.Экономию времени, так как в аккордах много обшего (аккорды с одним диезом посредине или аккорды на белых клавишах), поэтому учащемуся достаточно освоить два вида аккордов, чтобы уверенно их играть во всех тональностях.
3.Аналогичным образом легче проходить и самый сложный вид – арпеджио.
II. Ход урока
Учащаяся III класса. Ученица обладает средними музыкальными данными – неплохой слух, хорошая музыкальная память, есть проблемы с координацией движений, постановкой рук и пальцев, а также чувством ритма. К домашним занятиям не всегда относится добросовестно, на уроках быстро устает, отчего теряет внимание и контроль.
Освоение гаммы начинаем с проигрывания гаммы в одну октаву отдельно каждой рукой. Очень часто при освоении гамм приходится обращаться к математике: сколько звуков в одной октаве? Сколько у нас пальцев? Ответы на эти вопросы помогают учащемуся понять аппликатуру в одну октаву. После этого удлиняем гамму до двух октав, объясняя при помощи математики позицию 3 + 4. Если ребенок уверенно играет гамму в две октавы, удлиняем гамму до четырех октав.
Приступая к соединению гаммы двумя руками, я задаю вопрос: у нас руки одинаковые? Здесь учащемуся необходимо понять, что наши руки построены не параллельно, а симметрично. Приступая к игре гамм двумя руками, надо все время исходить оттого, что руки симметричные и одновременно ставятся пальцы не одинаковые, а соответствующие друг другу (5-1, 4-2, 3-3 и т.д.).
Для того, чтобы учащемуся легче было следить за правильностью аппликатуры в обеих руках, я предлагаю им вслух через один звук проговаривать схему: 4 – 1 – 3, что означает 4 – с этого пальца начинается новая октава в левой руке, 1 – его надо поставить в другой руке, 3 – на него надо подвернуть опять же в левой. И так до конца движения вверх. При смене движения мы продолжаем проговаривать эту схему, но следим за руками наоборот.
При исполнении гаммы двумя руками в четыре октавы, я вновь обращаюсь к математике с вопросами: сколько октав на инструменте всего? Сколько октав мы занимаем при исполнении гамм? Ответы на эти вопросы необходимы для того, чтобы учащийся не путал количество октав при исполнении гаммы. Здесь мы выделяем на клавиатуре зону старта-финиша для гамм и зону верхнего поворота.
Освоив таким образом одну гамму До мажор, мы сразу же переходим ко всем остальным мажорным гаммам по мере возрастания ключевых знаков, а после приступаем к изучению необходимых минорных гамм.
При первоначальном периоде освоения гамм нужно терпеливо ждать, когда учащийся уверенно освоит аппликатуру в четыре октавы, так как она одинакова во всех гаммах. Только после уверенного ее освоения, я считаю, возможным переход к аккордам.
Аккорды учащиеся быстро понимают как играть, но долго не могут этого сделать. Для того чтобы проще было понять аппликатуру в аккордах в обеих руках, я предлагаю брать аккорды на закрытой крышке инструмента или на столе. Этот способ помогает сосредоточить внимание учащегося на правильности пальцев. Также в этот момент я объясняю позиционные принципы взятия аккордов: трезвучия, секстаккорда и квартсекстаккорда.
Аккорды также формирую по группам: аккорды на всех белых клавишах (в До мажоре, Соль мажоре, ля миноре и ми миноре) и аккорды с одной черной клавишей в середине (Ре, Ля, Ми мажоры).
По мере освоения аккордов в них технически следует обратить внимание на три момента: пальцы хватают звуки аккорда – особенно активны мизинцы, так как они держат весь аккорд; кисть прогибается – ее амортизация поможет избежать зажима аппарата; локти разводятся в стороны, сбрасывая этим движением нагрузку. Важно, чтобы каждый аккорд звучал не резко, чтобы ученик не бросал, а легко и свободно опускал руку от плеча, как бы, погружая пальцы в клавиши, до самого дна. Когда аккорды освоены, можно переходить к игре арпеджио.
Особое место в игре гамм занимает арпеджио. Что такое арпеджио? Это звуки аккорда, взятые поочередно в разных последовательных комбинациях. При изучении арпеджио, мы вновь обращаемся к математике: сколько звуков в арпеджио? А сколько звуков на руке? После этих вопросов становится очевидным, что при выборе аппликатуры необходимо следить за применением только третьего и четвертого пальцев. Чтобы ребенку было легче в этом разобраться, необходимо запомнить разработанные мною схемы аппликатуры в коротких и ломаных арпеджио, но не сразу все, а сначала только первую схему, в которую входят гаммы, в которых все звуки арпеджио располагаются на белых клавишах. Данная схема, я считаю, является основой всех остальных, так как ставит третьи пальцы на свои места, неизменные во всех остальных схемах мажорных и минорных арпеджио. Именно поэтому, при запоминании аппликатуры, я предлагаю запоминать в основном местоположение именно третьих пальцев. При игре арпеджио двумя руками я предлагаю вспомнить, как надо переходить дорогу – сначала посмотреть налево, а потом направо. Так и при игре арпеджио: сначала обращаем внимание на 3 или 4 палец в левой руке, затем переключаемся на 3 или 4 палец в правой.
Учащаяся V класса. Ученица обладает хорошими музыкальными данными – неплохой слух, хорошая музыкальная память, неплохая постановка рук и пальцев, хотя сама довольно зажата и скованна. К домашним занятиям относится добросовестно, ответственно, всегда старается выполнить и отработать указания преподавателя.
Расходящиеся гаммы – очень сложная задача, отличающая пианиста от всех других музыкантов. Это камень преткновения для многих учащихся. Я предлагаю решить эту проблему следующим способом: при расхождении следить только за одной рукой, а вторую руку играть, не глядя на нее, ориентируясь либо по памяти, либо по другим личным представлениям. Не смотреть я предлагаю правшам на правую руку, а левшам на левую, так как от природы эти руки у них более развиты и вполне могут сыграть две октавы (а расходимся мы именно в две октавы) и без присмотра.
Как научиться играть, не глядя на одну руку? При расхождении мы обязательно подробно разбираем, каким образом совпадают белые и черные клавиши в разных руках. Часто оказывается, что в расходящемся движении много общего: 2 ступень совпадает с 7-й, 3-я с 6-й, 4-я с 5-й и наоборот. В тех случаях, когда совпадений мало, можно запоминать и несовпадения.
Большую сложность практически у всех учащихся вызывают расходящиеся минорные гаммы, в которых одна рука вверх играет мелодический вид, а другая вниз – натуральный. В этом случае можно применить разные способы: следить за той рукой, которая играет вверх, т.е. мелодический вид или следить за рукой, которая играет мелодические или натуральные ступени.
Хроматические гаммы сами по себе достаточно просты. Они играются всего тремя пальцами, следить за которыми довольно просто. Сложность возникает тогда, когда необходимо сыграть гамму с акцентами на 1 и 7 звук. Акценты придают принадлежность к той или иной гамме, а также помогают чувствовать границы гаммы как вверху, так и внизу. Но акценты сбивают учащихся с правильной аппликатуры, и, чтобы этого не происходило, необходимо сначала хорошо усвоить хроматическую гамму без акцентов.
При игре хроматических гамм многие учащиеся высчитывают звуки, на которые необходимо сделать акценты. При объяснении о правильности акцентов я опять обращаюсь к математике: сколько звуков в октаве в хроматической гамме? Сколько звуков будет, если мы ее поделим пополам? Учащиеся понимают, что 7 звук – это просто вторая половина гаммы, а чтобы, не высчитывая, его правильно найти, я предлагаю играть ее в трехдольном размере, в котором 6 звуков соответствуют счету 1 и 2 и 3 и.
Также следует следить, чтобы учащиеся не поднимали высоко пальцы, при переходе третьего пальца с одной черной клавиши на другую использовать минимум движений.
Ломаные арпеджио хоть и очень похожи на короткие, но всегда вызывают особенную трудность при исполнении: в них сложно следить и за звуками и за пальцами одновременно. Поэтому я на нотном стане рисую ломаные арпеджио, после чего становится понятным то, что эти арпеджио постоянно играются на повторах двух последних звуков, необходимо только следить за правильными пальцами.
В коротких арпеджио рука рисует полукруг вверх от первого звука к последнему, совершая своего рода круговые объединительные движения. На последнем звуке ладонь раскрывается и делает замах на первый, при этом точно целясь, избегая шлепка по клавише. В ломаных арпеджио движения те же, за исключением того, что полукруг рука рисует через низ.
При работе над арпеджио необходимо обязательно следить, чтобы исполнение проводилось на legato, так как обычно из-за небольшой растяжки учащиеся играют их резко с грубыми толчками. Работая с учащимися над гаммами, арпеджио и аккордами полезно применять различные динамические оттенки.
III. Заключение
Сегодня на этом уроке я имела цель ознакомить вас со своими формами и методами первоначального освоения гамм и гаммового комплекса. В рамках этого урока я не касалась принципов работы над другими сторонами исполнения гаммы, такими как ровность звуковедения в гаммах, ловкость и незаметность при подворотах большого пальца, гибкость кистевых движений, звуковых и динамических аспектах, беглость и скорость исполнения, объединяющих движений и т.д. – все это подробно описано в различных изданиях. Я взяла эту, как мне кажется, очень нужную для нашего отделения тему, так как на тех.зачетах вижу, что в работе с нашими учащимися преподаватели до вышеперечисленных задач даже и не успевают дойти, так как весь период подготовки к зачету уходит на то, чтобы учащийся элементарно мог хотя бы сыграть гаммовый комплекс до конца.
И, конечно же, я желаю, чтобы на технических зачетах в будущем мы рассуждали в первую очередь о технической подвинутости учащихся и перспективах его развития.
Список используемой литературы:
Приложение
ТРЕБОВАНИЯ
к техническому зачету по гаммам для III класса
C-dur, G-dur, D-dur, A-dur, E-dur, a-moll, e-moll
1.Гамма в 4 октавы в прямом движении.
2.Аккорды по 3 звука в 4 октавы.
3.Короткие арпеджио в 4 октавы.
ТРЕБОВАНИЯ
к техническому зачету по гаммам для V класса
C-dur, G-dur, D-dur, A-dur, E-dur, H-dur, a-moll, e-moll, h-moll, fis-moll
1.Гамма в 4 октавы в прямом и расходящемся движении.
2.Гамма в терцию в прямом движении.
3.Гамма в дециму в прямом движении.
4.Хроматическая гамма в 4 октавы в прямом движении.
5.Аккорды по 3 звука в 4 октавы.
6.Короткие арпеджио в 4 октавы.
7.Ломаные арпеджио в 4 октавы.
АППЛИКАТУРА
в коротких и ломаных арпеджио
До, Соль, Фа, ля, ми, ре: правая 3 – 4 – 4 левая 4 – 4 – 3 |
Мажор: правая 3 – 4 – 4 левая 3 – 4 – 3 |
Минор: правая 3 – 4 – 3 левая 4 – 4 – 3 |