Введение
«Давайте вложим в руки детям, восприимчивым к музыке, тот ключик, при помощи которого они могут вступить в волшебный сад музыки, чтобы приумножить смысл всей их жизни»
Золтан Кодай
В основу образовательного процесса в ДМШ положена концепция развивающего обучения, согласно которой работа над приобретением и совершенствованием исполнительских навыков и умений находится в неразрывной связи с всесторонним, универсальным развитием личности ученика, расширением его художественного и общекультурного кругозора, активизацией творческих и познавательных сил. Задача педагогов музыкальной школы – облегчать детям сложный путь в мир музыки, учитывая реалии современной жизни. Меняются вкусы, пристрастия, музыкальный язык, изменилась вся звуковая атмосфера, в которой растут наши дети. Музыка, которую они слышат вокруг, которую они играют, определяет их вкус, формирует духовные склонности. Поэтому так важно раскрыть перед детьми диалектическую взаимосвязь между музыкальным наследием прошлого и современной музыкой, показать и помочь осмыслить развитие традиций и жанров, научить отбирать истинные ценности. Именно репертуар является одним из главных факторов в обучении учащихся. Современный педагогический репертуар детской музыкальной школы включает в себя как незыблемую основу свой классический « золотой» фонд - от Баха до Прокофьева и Бартока, так и сочинения современных композиторов, создаваемые специально для детского музицирования, обработки народных песен, пьесы национальных композиторов.
В современных социокультурных и экономических условиях перестраивается практика работы всех образовательных учреждений с ориентацией на личность учащегося как носителя художественной национальной культуры. Приобщение к национальным произведениям расширяет кругозор учащихся, позволяет высветить новые средства выразительности, своеобразие, интересы, потребности и вкусы разных культур. Одна из задач музыкальной школы – воспитание человека, который способен ценить, творчески усваивать, сохранять и приумножать ценности национального и мирового искусства.
Данная работа посвящена теме: «Работа над средствами выразительности бурятской музыки в старших классах детской музыкальной школы на примере пьес Ямпилова Б.Б.»
Актуальность выбора темы подтверждается активным развитием фортепианного образования и исполнительства, распространением интереса к национальной музыке в самых широких кругах любителей музыки.
Изучению данного вопроса помогли труды следующих авторов: «Музыка советской Бурятии» О.И. Куницына, «Традиционная музыкальная культура бурят» Л.Д. Дашиевой, «Работа над музыкальным произведением» С.И. Савшинского, « Музыкальная педагогика» В. В. Крюковой и других.
Цель исследования: обратить внимание педагогов на национальный компонент репертуара учащихся ДМШ.
В качестве объекта представлены произведения бурятских композиторов для детей, их стилистические особенности, а предмет исследования – средства музыкальной выразительности. Цель, объект, предмет исследования потребовали решения следующих задач:
- изучить литературу по данной теме;
- изучить психологические особенности учащихся старших классов;
- сформулировать национальные средства музыкальной выразительности;
- на примерах пьес Б.Ямпилова выявить национальные средства выразительности и раскрыть методы и приемы работы с учащимися.
Ход и результаты исследования изложены в следующей структуре: введение, две главы (теоретическая и практическая) и заключение. Во введении определены основные понятия, показана актуальность темы.