ОТ КОПИИ К ТРАНСФОРМАЦИИ. «ЗЕМЛЯ ПРЕДКОВ, ЧТО ДАРИТ ВДОХНОВЕНИЕ». ВЫСТАВКА В НАЦИОНАЛЬНОМ МУЗЕЕ УСТЬ-ОРДЫНСКОГО БУРЯТСКОГО ОКРУГА

               В Национальном музее Усть-Ордынского Бурятского округа с 1 февраля по 2 марта 2022 года в течение Белого месяца (Сагаалгана) работает выставка пяти бурятских художников Владислава Урбаханова, Екатерины Асалхановой, Александра Имедеева, Павла Михайлова и Юрия Ермолаева «Земля предков, что дарит вдохновение». В большом выставочном зале разместились скульптурные, живописные, графические работы художников, декоративно-прикладное искусство.

На центральной стене выставочного зала – живописные произведения с изображением тотемных животных основных бурятских родов: «Буха-нойон. Небесный бык» Асалхановой Е.В., «Волк», «Пестрый бык» В. Урбаханова. На выставке представлены графические и скульптурные произведения П. Михайлова. Острая характеристика образа, динамичность присущи его скульптуре «Мэргэн. Стрелок».

На выставке много работ, выполненных в анималистическом жанре, что вообще, всегда было характерно для бурятского искусства (скульптуры «Сова», «Рыба», «Дочь дракона» Павла Михайлова, «Литэ (Календарь)» с изображением двенадцати животных, «Хий-морин, дурбэн хушэтэн. Конь-ветер и четверо могущественных животных», «Пять стихий» (традиционный сюжет, где стихии представлены в виде лошадей разных мастей) Е. Асалхановой.

Е. Асалханова обращается в своем творчестве к буддийским и шаманским образам и мотивам, используя философские, нравственные идеи, заключенные в традиционных символах. На выставке представлены работы разных лет, показывающие опыт изучения и трансформации традиционной бурятской живописи «буряад зураг». В соседнем зале представлены некоторые экспонаты из буддийского собрания музея, одну из стен заняли картины Е. Асалхановой с изображением буддийских божеств, написанные в соответствии с каноном. Картина «Сагаан Убэгэн. Белый Старец» написана в технике масляной живописи, что не характерно для «буряад зураг», демонстрируя новые возможности развития традиционной живописи: хозяин земли, покровитель рода, растительного и животного мира написан на фоне условного зимнего пейзажа. На создание картины «Буха-нойон. Небесный бык» (2021. Холст, масло. 100х120) оказала влияние традиция бурятских монументальных буддийских танка, для которых характерны гармоничные сочетания больших локальных цветовых пятен, ясная композиция. Авторскую художественную роспись по дереву можно увидеть в работе «Молитва» (Лошадка-каталка. 2007. Дерево, гуашь, темпера).

Работы Ю. Ермолаева написаны в традициях русской (европейской) реалистической живописной школы. В картине «Любование Луной» изображен мальчик, сидящий на вершине горы. Рядом с ним собака, еговерный друг. Где-то внизу виднеются юрты, костер. Вокруг костра сидит, оживленно беседуя, компания друзей в картине «Разговор у костра» (2018).

В представленных на выставке живописных работах А. Имедеева «Семья», «Бурятский Нострадамус» сочетается импрессионистическая живопись и национальные образы, художник ищет интересные композиционные решения, среди цветных живописных мазков вдруг обозначается женское лицо («Незнакомка», «Среди миров в мерцании светил…»).

В. Урбаханов широко использует в своих произведениях орнаментальные мотивы. Орнамент в традиционной бурятской культуре имеет важную роль не только в качестве украшения всевозможных бытовых и ритуальных предметов, но и несет важную семантическую нагрузку. Художник часто сочетает женский образ и декоративный орнаментальный пейзаж. На выставке можно увидеть его произведения «Сарма», «Сердце», «Гора и тень», «Вселенная», «Гора и тень». Буряты издавна поклонялись горам. Считалось, что там живут духи-покровители народа. Племенные территории располагались в основном в долинах рек, границами служили горные хребты. На горе, собираясь родами, проводили обряды и обращались к духам предков. В буддийской мифологии центральное место занимает мировая гора Меру.

В истоках творчества художников и в мотивах некоторых работ прослеживаются шаманские корни, традиции буддийского искусства, черты русской (европейской) школы, а также своеобразный синтез традиций бурятского и европейского искусства. Художники работают в различных видах и жанрах, используют традиционные и современные художественные материалы, сочетают приемы европейской и восточной школ изобразительного искусства. В целом, выставка демонстрирует то, что художники обращаются к традиционным образам, сакральным символам, сюжетам, заново переосмысливая и по-своему воплощая их. Таким образом, культурное наследие бурятского народа продолжает жить и развиваться.

Асалханова Екатерина родилась в 1973 году в Иркутской области. Окончила живописно-педагогическое отделение Иркутского художественного училища в 1995 г., Санкт-Петербургскую государственную художественно-промышленную академии по специальности «монументально-декоративная живопись» в 2002 г. Член Иркутского регионального отделения ВТОО «Союз художников России» с 2010 года, член Международной Ассоциации искусствоведов (АИС) с 2006 года. Кандидат искусствоведения. Участница международных, региональных, всероссийских выставок. Работы находятся в Музее нонконформистского искусства (г. Санкт-Петербург), в Национальном музее Республики Бурятия, в Иркутском художественном музее имени В.П. Сукачева, в Национальном музее Усть-Ордынского Бурятского округа, в МАУК «Художественно-историческое объединение» г. Северобайкальска.

Ермолаев Юрий родился в 1976 г. в Иркутске. Окончил Иркутское художественное училище, живописно-педагогическое отделение, кафедру

монументально-декоративной живописи Иркутского государственного технического университета в 2003 г. Член Союза художников России с 2012 г. Участник международных, региональных, всероссийских выставок. Работы находятся в Музее-галерее Е. Евтушенко Государственного центрального музея современной истории в г. Москва, галерее Виктора Бронштейна (Иркутск).

Имедеев Александр родился в 1984 году в Ангарске. Окончил Иркутский государственный педагогический университет в 2007 г. Член Союза художников России с 2011 г. Участник международных, региональных, всероссийских выставок.

Михайлов Павел родился в 1985 году в Иркутской области. Окончил Бурятское республиканское училище культуры и искусства (2007), Красноярский государственный художественный институт по специальности «скульптура» (2013). С 2014 г. – скульптор в мастерской Д. Намдакова. В 2016 году – скульптор-стажер Российской академии художеств Регионального отделения «Урал, Сибирь и Дальний Восток». Участник международных, региональных, всероссийских выставок.

Урбаханов Владислав родился в 1977 году в Иркутске. Окончил Иркутское художественное училище в 1996 г., кафедру монументально-декоративной живописи Иркутского государственного технического университета в 2001 г. Персональные выставки в Национальном музее Республики Бурятия, в Иркутском областном художественном музее имени В.П. Сукачева, в Национальном музее Усть-Ордынского Бурятского округа.