Анализ Отборочного тура Региональной культурной олимпиады по видам искусства «Музыкальное искусство» 21 октября 2016 год

Анализ Отборочного тура

Региональной культурной олимпиады по видам искусства «Музыкальное искусство»

21 октября 2016 год

В МУДО «Усть-Ордынская ДШИ» 21 октября 2016 года прошел Отборочный тур Региональной культурной олимпиады по видам искусства «Музыкальное искусство»,  номинация «Сольфеджио». Зав. теоретическим отделением Белобородовой В.В. было разработано положение о проведении олимпиады, составлены задания по номинации «Сольфеджио». Олимпиадные задания формировались согласно программным требованиям учебных предмета «Сольфеджио» с учетом пройденного и освоенного материала первой четверти текущего учебного года.

Номинация «Сольфеджио» включала в себя: теоретическую работу, которая охватывала объем знаний курса программы учебного предмета «Сольфеджио»; практическую часть, которая предусматривала музыкальный диктант, слуховой анализ, чтение с листа нотных примеров и ритмический рисунок, кроссворд.

Для учащихся 7 класса проводилась Презентация, где были представлены разнообразные вопросы, охватывающие требования программ учебных предметов «Сольфеджио» и «Музыкальная литература» и общий кругозор участников Олимпиады. Баллы, полученные за презентацию суммировались к общим баллам олимпиадных заданий.

В олимпиаде принимали участие учащиеся 4 и 7 классов из трех школ МУДО «Усть-Ордынская ДШИ»,  МБУДО «Осинская школа искусств», РДШИ п. Еланцы, всего участников – 14 детей.

В номинации «Сольфеджио» среди учащихся 4 класса (7-летний курс обучения и 8-ми летний курс обучения ДПОП) участвовало 10 человек. Максимальное количество баллов за олимпиадные задания – 135. Претендентов на I и II место по баллам не было.

III место – Серебренникова Кристина (117 б.), преп. Казанцева И.В.

IV место – Сампилова Ксения (110 б.), преп. Белобородова В.В.

V место – Мухурханова Инна (100 б.), преп. Белобородова В.В.

Это все учащиеся МУДО «Усть-Ордынская ДШИ».

Участие:

МУДО «Усть-Ордынская ДШИ»

1.Спиридонова Юлия – VI место (93, 5 б.), преп. Казанцева И.В.

2.Ершова Арина – VI место (94 б.), преп. Казанцева И.В.

3.Мануева Лида – VI место (92 б.), преп. Белобородова В.В.

4.Шаглуева Настя – VII место (87 б.), преп. Белобородова В.В.

5.Зверева Ира – VIII место (83 б.), преп. Белобородова В.В.

МБУ ДО «Осинская школа искусств»

1.Тайбинова Елена – X место (60, 5), преп. Уварова О.Т.

Самый слабый раздел в олимпиадемузыкальный диктант, учащиеся не справились с написанием диктанта. Диктант был по уровню 3-го класса в тональности Es-dur,  размер 4/4, повторного строения, с использованием ритмической группы четверть с точкой и восьмая, в мелодии встречались скачки на интервалы: ч.4, м.6, ч.5. Максимальное количество баллов по диктанту – 10:

- Серебренникова Кристина – 4 б.

- Ершова Арина – 3 б.

- Сампилова Ксения – 3 б.

- Спиридонова Юлия – 3 б.

- Зверева Ира – 2 б.

- Мануева Лида – 2 б.

- Тайбинова Елена – 2 б.

- Шаглуева Анастасия – 1 б.

- Мухурханова Инна – 1 б.

Средний балл по диктанту: 2, 3.

Основные замечания по диктанту: неверно определен размер диктанта, не слышат движение мелодии, тонику, скачки, поступенные ходы, повторность, каденции в середине и в конце построения, неверно ритмически записана мелодия диктанта, неверно оформление диктанта по предложениям.

Слуховой анализ – уровень написания данного раздела средний, максимальное количество баллов – 20:

- Зверева Ира – 18 б.

- Серебренникова Кристина 17 б.

- Сампилова Ксения – 16 б.

- Ершова Арина – 13, 5 б.

- Мухурханова Инна – 13 б.

- Мануева Лида – 12 б.

- Спиридонова Юля – 8,5 б.

- Тайбинова Елена – 8, 5 б.

- Шаглуева Анастасия – 8 б.

Средний балл по слуховому анализу: 12, 7.

Основные замечания по слуховому анализу: не определяют на слух интервалы м.7, м.3, б.3, м.6, б.2 и м.2; аккорды: М5/3, М6, М6/4, путают Б6 и Б6/4; лады: не указывают минорный лад, путают мажор и натуральный минор.

Чтение с листа – уровень средний, максимальное количество баллов – 10:

- Серебренникова Кристина – 8 б.

- Сампилова Ксения – 8 б.

- Зверева Ира – 7 б.

- Шаглуева Анастасия, Тайбинова Елена – 6 б.

- Ершова Арина – 5 б.

- Спиридонова Юля, Мануева Лида, Мухурханова Инна – 3 б.

Средний балл по чтению с листа: 5, 4.

Замечания по каждому учащемуся:

- Серебренникова Кристина – не спела тонику на верху, VII ступень, в тонику пришла.

- Сампилова Ксения – не спела II ступень, не пришла в тонику.

- Зверева Ира – не спела V  ступень внизу, III ступень, в тонику пришла.

- Шаглуева Анастасия – не спела тонику и V ступень, не точно ритмически.

- Тайбинова Елена – не спела тонику, не ритмично.

- Ершова Арина – неустойчивая интонация, не точно ритмически восьмые, четверть с точкой и восьмая.

- Спиридонова Юлия – нет схемы тактирования в размере 4/4, не спела III, IV ступени.

Мануева Лида – неустойчивая интонация, не ритмично.

Мухурханова Инна – нет затакта, не спела ход по Т5/3, нет тоники, не попала на V ступень.

Ритмическое упражнение – уровень высокий, максимальное количество баллов – 10:

- Сампилова Ксения – 10 б.

- Шаглуева Анастасия – 10 б.

- Мухурханова Инна – 10 б.

- Серебренникова Кристина – 9 б.

- Ершова Арина – 9,5 б.

- Зверева Ира – 8,5 б.

- Тайбинова Елена – 7 б.

- Спиридонова Юлия – 7 б.

- Мануева Лида – 6 б.

Средний балл по ритм. упражнению: 8,5.

Основные замечания по ритмическому упражнению: не могут простучать ритм четыре шестнадцатых, две шестнадцатых и восьмая, четверть с точкой и восьмая, не соблюдают паузы.

Тест (знание теоретических понятий, практическая часть) - уровень высокий, максимальное количество баллов – 85:

- Серебренникова Кристина –79 б.

- Мухурханова Инна – 73 б.

- Сампилова Ксения – 73 б.

- Спиридонова Юлия – 72 б.

- Мануева Лида – 69 б.

- Ершова Арина – 63 б.

- Шаглуева Анастасия – 62 б.

- Зверева Ира – 47, 5 б.

- Тайбинова Елена – 37 б.

Средний балл по тесту: 64, 0.

Основные замечания по тестовым заданиям: не смогли записать ритм стихотворения в размере 4/4, неверно в ладу подписаны аккорды, неверно определены тональности в тетрахордах, в задании по данной ступени определить тональности, неверно подписан 2-й голос к мелодии; не знают: что такое ладовые тяготения, секвенция, на каких ступенях строятся в мажоре м.3, сколько знаков в гамме ми минор, какую цифру составляет сумма при обращении интервалов?

В номинации «Сольфеджио» учащиеся 7 класса, принимало участие 4 учащихся из МБУ ДО  Ольхонская ДМШ п. Еланцы. Максимальное количество баллов за олимпиадные задания – 245. Претендентов на призовые места не было, в связи с низким уровнем качества знаний учащихся.

Участие:

1.Безшейко Ирина (75 б.), преп. Кеньдюх М.В.

2.Лукашина Арина (73, 5 б.)

3.Изиева Анастасия (69 б.)

4.Баханова Яна (65 б.)

Самый слабый раздел в олимпиаде – музыкальный диктант, максимальное количество баллов – 10:

- Безшейко Ирина – 0 б.

- Баханова Яна – 1 б.

- Лукашина Арина – 2 б.

- Изиева Анастасия – 2 б.

Диктант был по уровню 6 класса в тональности D-dur, размер ¾, период 8 тактов, с использованием гармонического мажора и хроматизмов.

Средний балл по диктанту: 1, 25.

Основные замечания по диктанту: неверно определяют размер, не слышат движение мелодии, скачки на б.6, ув.4, ход по D5/3, каденции, ритм четверть с точкой и восьмая.

Слуховой анализ – уровень низкий, максимальное количество баллов – 27:

- Безшейко Ирина – 13, 5 б.

- Лукашина Арина – 11 б.

- Баханова Яна – 10 б.

- Изиева Анастасия – 6 б.

Средний балл по слуховому анализу: 10, 0.

Основные замечания по слуховому анализу: не слышат интервалы: б.6, ч.5, ув.4 с разрешением в м.6, м.2, м.3 и б.3, не пишут разрешение ув.2, б.7; неверно определяют на слух D6/5, ум.VII7, Б6/4, М6/4, D2, Ув.5/3, минорное трезвучие пишут словами, а не обозначением, путают минорную пентатонику с мажорной.

Чтение с листа – уровень средний, максимальное количество баллов – 10:

 - Безшейко Ирина – 7 б.

- Лукашина Арина – 6 б.

- Баханова Яна – 5 б.

- Изиева Анастасия – 4 б.

Средний балл по чтению с листа: 5, 5.

Замечания по каждому учащемуся:

 - Безшейко Ирина (тональность примера определила неверно, не спела ход на ч.5, м.7, м.3 ↑ и ↓, поступенный ход вниз, неверно ритм четверть с точкой и две шестнадцатых).

- Лукашина Арина (не ритмично восьмые, четверть с точкой и восьмая, не спела ход на ч.5, м.7, в конце не пришла в V ступень).

- Баханова Яна (неустойчивая интонация, не справилась с ритмом: шестнадцатые, пунктир, восьмая и две шестнадцатых, четверть залигованная с шестнадцатыми, не спела скачки на интервалы ч.4 и ч.5, понимает движение мелодии).

- Изиева Анастасия (ритмически не справилась с пунктиром, синкопой, четверть с точкой и восьмая, неустойчивая интонация, не спела ход на интервалы ч.4, ч.5, сексту).

Ритмическое упражнение – уровень высокий, максимальное количество баллов – 10:

- Баханова Яна – 10 б.

- Лукашина Арина – 9 б.

- Безшейко Ирина – 8 б.

- Изиева Анастасия – 8 б.

Средний балл по ритмическому упражнению: 8, 75.

Основные замечания по ритмическому упражнению: лишние паузы, не до конца держат половинную длительность.

Кроссворд (теоретические понятия) – уровень средний, максимальное количество баллов – 20:

- Безшейко Ирина – 16 б.

- Баханова Яна, Изиева Анастасия – 9 б.

- Лукашина Арина – 2 б.

Средний балл по кроссворду: 9, 0.

Основные замечания по кроссворду: не смогли назвать музыкальный инструмент, используемый для настройки на ноту «ля» первой октавы, не все знают понятие «энгармонизм», «консонанс», пунктирный ритм, что такое унисон, фригийский лад, септаккорд, интервал октава, как называется V ступень лада, ?

Презентация (общий кругозор знаний) – уровень средний, максимальное количество баллов – 40:

- Безшейко Ирина – 20,5 б.

- Баханова Яна – 15 б.

- Лукашина Арина – 19 б.

- Изиева Анастасия – 16,5 б.

Средний балл по презентации: 18, 125.

Основные замечания по презентации: не все смогли по картинкам узнать фрагменты опер «Борис Годунов», «Руслан и Людмила», не знают балерину Майю Плисецкую, оперного певца Дм. Хворостовского, дирижера В. Гергиева, музыканта Ю. Башмета, оперную певицу А. Нетребко, поэта С. Есенина, Большой театр в г. Москва, трех великих теноров Л. Паваротти, Х. Каррерас, П. Доминго, главного героя оперы «Иван Сусанин», композитора-романтика Ф. Шопена, пунктирный ритм, кто открыл Московскую консерваторию (год открытия), песню Ф. Шуберта «Форель», что такое клавиатура?

Теоретическая работа (практическая часть заданий) – уровень очень слабый, максимальное количество баллов – 128:

- Лукашина Арина – 24,5 б.

- Изиева Анастасия – 23,5 б.

- Баханова Яна – 14 б.

- Безшейко Ирина – 10 б.

Средний балл по теоретической работе: 18, 0.

Общие замечания по теоретической работе: не знают темы: обращение интервалов, разрешение тритона в 4 тональности, характерные интервалы с разрешением в гармоническом миноре, пентатонику, вводные септаккорды (2 способа разрешения), ключевые знаки в гаммах, трезвучия главных ступеней и их обращения, S5/3, D5/3 и их обращения с разрешением, Б5/3, М5/3 с обращениями от звука, консонансы и диссонансы, D7  с обращениями и разрешением.

 

 

Качество знаний в номинации «Сольфеджио» 4 класс (7, 8 ДПОП) – 69 %.

Качество знаний в номинации «Сольфеджио» 7 класс (7) – 28 %.

 

В целом качество по олимпиаде – 48, 5 %

 

Зав. теоретическим отделением                               В.В. Белобородова