Положение об отборочном туре Региональной культурной олимпиаде по видам искусств Направление «Изобразительное искусство»

«Утверждаю»__________

Директор МУДО «Усть-Ордынская ДШИ

И.А.Лазарева

«____»__________2016г.

 

Положение

об отборочном туре Региональной культурной олимпиаде по видам искусств

 

 

Направление «Изобразительное искусство»

Номинация: «История изобразительного искусства»

Тема: ««История русского искусства конца XIX начала ХХ века»            

 

 

 

       Олимпиада по направлению «Изобразительное искусство» проводится  по номинации «История изобразительного искусства», тема: «История русского искусства конца XIX начала ХХ века» с целью выявления                               и поддержки одаренных и талантливых учащихся в области изучения истории изобразительного искусства, художественной культуры и активизации творческого потенциала учащихся, обучающихся в детских художественных школах и на художественных отделениях детских школ искусств и для демонстрации их творческих достижений; популяризации предмета «История искусств» и стабилизации его места и роли в образовательном процессе; выявления достижений педагогических коллективов в специфике методического работы преподавателей в создании оптимальных условий для формирования навыков общения учащихся с произведениями искусства                          и умением применять их на практике; создания условий для осмысления интегративного языка искусства как универсального средства коммуникации в пространстве культуры; выявления умения учащихся применять полученные знания и умения в предметной сфере: рисунок, живопись, композиция;  повышения методического уровня преподавания и укрепления творческих контактов между учебными заведениями;  выявления наиболее талантливой                  и перспективной молодежи  для дальнейшего обучения в учреждениях среднего профессионального образования; обобщение и пропаганда передового опыта художественной подготовки учащихся.

 

Задачи направления «Изобразительное искусство»:

  • воспитание эстетической и познавательной направленности и активности  учащихся;
  • развитие творческой деятельности и инициативы;
  • повышение уровня и качества знаний участников Олимпиады                          в предметной области об искусстве «История русского искусства конца XIX начала ХХ века» художественного творчества и изобразительного искусства в целом;
  • воспитание у учащихся стойкого интереса к профессиональной ориентация в области изобразительного искусства, любви к родному краю, национальной самоидентификации и гордости за свою Родину

 

         Олимпиада в направлении «Изобразительное искусство» проводится  для учащихся детских художественных школ, детских школ искусств Усть-Ордынского территориально-методического объединения

 

В Олимпиаде принимают участие:

  • учащиеся детских художественных школ,  детских школ искусств 1-2-3-4-5 классов;

          Конкурсные задания Олимпиады строятся согласно требованиям программы учебного предмета «История изобразительного искусства»                в номинации «История изобразительного искусства»                                        по соответствующей теме: «История русского искусства конца XIX начала ХХ века».

         Для выполнения олимпиадных заданий участники формируются                            и распределяются на две группы.

 

Место и время проведения: Отборочный тур Региональной культурной олимпиады по видам искусств состоится 21 октября 2016. в МУДО «Усть-Ордынская ДШИ» Начало в 11.00.

 

Требования к участникам направления «Изобразительное искусство»:

  • иметь общее представление о культурных доминантах (основных памятниках, великих деятелях русского искусства конца XIX начала                 ХХ века, знать основные этапы развития русского искусства конца XIX начала ХХ века);
  • знать историю создания памятников русского искусства конца XIX начала ХХ века»;
  • знать  особенности  архитектурных   памятников русского искусства конца XIX начала ХХ века;
  • иметь общее представление о смежных видах искусства этого периода;
  • владеть специальной искусствоведческой терминологией;
  • уметь анализировать визуальную информацию.

 

Туры (олимпиадные задания)

номинации «История изобразительного искусства»:

 

Номинация «История изобразительного искусства» включает в себя письменные задания: 1) «кроссворд» из слов, связанных с темой, общих художественных терминов  (не более 30-35 слов); 2) «тестовые задания»                     по знанию предмета согласно представленным требованиям; 3) «знание иллюстративного материала» по предложенным фотографиям.

 

 

 

 

 

Круг вопросов (объем знаний):

 

 

«История русского искусства конца XIX начала ХХ века»

Русская живопись конца XIX начала XX века

 

         Промышленный подъем 90-х годов и его влияние на художественную ситуацию. Искусство на Нижегородской выставке 1896 года и русский раздел на Всемирной выставке в Париже 1900 года. Искусство и революция 1905 года. Особенности художественной жизни.

         Более равномерное, чем во второй половине века, развитие видов искусства — живописи, архитектуры, графики, скульптуры, театральной декорации, прикладного искусства. Идея синтеза искусств. Проблема стиля модерн в русском искусстве рубежа столетий. Модерн и символизм. Стилистическое самоопределение московской и петербургской “школ”. Роль меценатов и коллекционеров: С. Мамонтов, Морозовы, К. Тенишева, С. Щукин.

         Образование новых художественных объединений: “Мир искусства”, “Союз русских художников”, “Голубая роза”, “Бубновый валет”  и др. Связь                и полемика между ними.

Живопись и графика.

         М. Врубель. Становление мастера. Роль П. Чистякова, характер усвоения его методики. Киевский период. Монументальные работы: росписи и иконостас Кирилловской церкви в Киеве. Источники и образцы. Мозаика и венецианские впечатления. “Девочка на фоне персидского ковра”. Акварели. Этюды цветов 1886-1887 гг. Эскизы для росписей Владимирского собора. Сюжетный и тематический репертуар: лейтмотивы. «Гамлет и Офелия». Тема Демона. Идея цикла и ее воплощение. Иллюстрации к Лермонтову. Декоративные панно и картины (“Испания”, “Венеция”, “Гадалка”, “Суд Париса”, панно для готического кабинета в особняке А.В. Морозова). Врубель-портретист (портреты Арцыбушевых, С.И. Мамонтова, Н.И. Забеллы-Врубель, В. Брюсова, автопортреты). Скульптурные, архитектурные, театрально-декорационные и прикладные работы. Позднее творчество. Ночные сцены (“Сирень”, “Пан”,                   “К ночи”, “Царевна-Лебедь”, “Лебедь”). Врубель-рисовальщик.

         В. Серов. Ученичество у Репина. Первые пленерные работы: “Девочка                           с персиками”, “Девушка, освещенная солнцем”. Артистический портрет                        в творчестве Серова: портреты К. Коровина, Ф. Таманьо, А. Мазини,                               М. Горького, М. Ермоловой, Ф. Шаляпина. Концепция светского парадного портрета: портреты вел. кн. Павла Александровича, С. Боткиной, М. Морозова, З. Юсуповой, Ф. Юсупова. Поздний период. Портреты Г. Гиршман,                                 О. Орловой, Иды Рубинштейн, И. Морозова, В. Гиршмана, кн. Щербатовой. Произведения на историческую тему: ”Петр I на псовой охоте”, “Петр II                         и Елизавета в царском селе”, “Петр I”. Античная тема: варианты композиций “Одиссей и Навзикая”, “Похищение Европы”. Пейзаж: “Заросший пруд”, “Зимой”, “Октябрь. Домотканово”. Рисунки Серова. Басенный цикл.

         К. Коровин и особенности русского импрессионизма. Северные пейзажи. “Парижские огни”. Декоративная живопись. Театральные работы.

 

Жанровая живопись. 

Наследие передвижничества и новые тенденции. С. КоровинН. Касаткин. Особенности тематического репертуара. Роль пейзажа и этюдности.                                С. Иванов. Современный быт и история в его произведениях. А. Архипов. Пленеризм и декоративизм в пейзажном жанре. А. Васнецов, М. Нестеров. Особенности трактовки религиозной темы. Роль пейзажа. Религиозные росписи. Историко-бытовая живопись А.Рябушкина.

 

«Мир искусства».

Происхождение. Состав. Журнальная и выставочная деятельность. Эстетическая программа. Первые выставочные акции.  Основание журнала, его идея, структура и осуществление. Декларации и художественная практика. Культурный европеизм. Возрождение забытых страниц искусства XVII — начала XIX века. Петербургская тема в творчестве художников объединения. Ретроспективизм и стилизация как метод. Направления внутри «Мира искусства». «Мир искусства» и стиль модерн. Выставка “Современное искусство”. Просветительская и собирательская деятельность. Издание “Художественные сокровища России”. Иллюстративные циклы и театральная декорация. С. Дягилев и его организаторская деятельность. “Парижские сезоны”: идея и осуществление. Ретроспективная выставка русского искусства в Париже и Берлине 1906 года.

        К. Сомов. Культивирование “галантного жанра”. Первые произведения. “Дама в голубом”. Природа в пейзажах и картинах Сомова. Акварели. Картины “Конфиденции”, “Купальщицы”, “Вечер”, “Эхо прошедшего времени”, “Дама в розовом”, ”Осмеянный поцелуй”, “Арлекин и дама”, “Любовное письмо”. Сомов-портретист. Графические портреты А. Блока, М. Кузмина, М. Добужинского, Г. Гиршман. Лицо и маска. Парадные портреты. Автопортреты. Фарфоровые скульптуры. Характер мастерства. Сомов в оценке современников.

         А. Бенуа. Первая и вторая версальские серии: “У Курциуса”, “Прогулка короля”, “Оранжерея”, “Купальня маркизы”, “Фантазия на версальскую тему”. Иллюстративные циклы: “Азбука в картинках”, “Медный всадник”, “Пиковая дама”. Театральные работы: декорации к “Павильону Армиды”, “Петрушке”. Картины “Итальянская комедия”, “Парад при Павле I”. Бенуа – художественный критик и историк русского искусства. “Художественные письма”: современное искусство в оценке Бенуа.

         Л. Бакст. Картина “Древний ужас”. Работы в области театральной декорации и костюма. Портреты.

         М. Добужинский. Тема современного урбанизма. “Человек в очках”, “Окно парикмахерской”, “Домик в Петербурге”. Иллюстрации. Работы для театра. Сатирическая графика.

         Е. Лансере. Исторические ретроспекции: “Петербург начала XVIII века. Здание Двенадцати коллегий”, “Императрица Елизавета Петровна                                    в Царском селе”. Политическая карикатура. Иллюстрации в “Хаджи Мурату” Л.Толстого.

         А. Головин - мастер театральной декорации. Портреты и натюрморты.

         Б. Кустодиев. Своеобразие сюжетов и стилизаторских приемов.

         З. Серебрякова. Жанровые композиции. Портреты.

         Н. Рерих. Языческий мир как объект стилизации.

Графика “Мира искусства”. А. Остроумова-Лебедева. И. Билибин. Участие художников “Мира искусства” в сатирических журналах 1905 года.

 

        

           В. Борисов-Мусатов. Особенности биографии. Эволюция                                    от импрессионизма к декоративному варианту постимпрессионизма. Стилистические ориентации. Магистральная тема: “Гобелен”, “Водоем”, “Изумрудное ожерелье”, “Призраки”. Живописное мастерство и проблема символической поэтики в живописи. Значение опыта Борисова-Мусатова                         в становлении символического направления в живописи начала XX века. Художники “Голубой розы”. Направление эволюции. "Союз русских художников”. Основание. Причины расхождения с “Миром искусства”. Особенности московской живописной школы.

          И. Грабарь. Рецепция дивизионизма. Пейзажные мотивы. Натюрморты.    Ф. Малявин. Вариант декоративного импрессионизма. Виноградов, Жуковский, Юон. Своеобразие восприятия импрессионистической традиции. Пейзажное творчество Петровичева и Туржанского, Бакшеева и Бялыницкого-Бирули.    

        Продолжение левитановской линии. Рылов. “Сочиненный пейзаж”.

Русское искусство накануне авангардистского эксперимента. Ситуация начала 1910-годов. Возрождение “Мира искусства”, первая выставка “Бубнового валета”, выставки лубка и русской иконописи, ранние произведения                                    

         К. Петрова-Водкина. Неоакадемизм. Яковлев, Шухаев, Григорьев. “Неотрадиционализм” в пейзаже. К. Богаевский.

 

 

Русская архитектура конца XIX начала XX века

        Существенные изменения в архитектуре, прежде всего в архитектуре города, вызванные эпохой высокоразвитого промышленного капитализма. Возникновение новых типов архитектурных сооружений: фабрик и заводов, вокзалов, магазин, банков, с появлением кинематографа – кинотеатров. Переворот, произведенный новыми строительными материалами: железобетоном и металлическими конструкциями, которые позволили перекрывать гигантские пространства. Творческое осмысление того нового, что накапливалось в среде стремительно растущего капиталистического города. Последние годы XIX – начало XX в.– это время господства в России модерна, сформировавшегося на Западе прежде всего в бельгийской, южногерманской               и австрийской архитектуре. Отличие русского модерна                                                             от западноевропейского, (русский - смесь с историческими стилями неоренессанса, необарокко, неорококо и пр.). Модерн - один из самых значительных стилей, завершающих XIX столетие и открывающих следующее. В нем были использованы все современные достижения архитектуры. Модерн – это не только определенная конструктивная система - со времени господства классицизма модерн, возможно, самый последовательный стиль по своему целостному подходу, ансамблевому решению интерьера. Творчество Ф.О. Шехтеля (1859-1926) - яркий пример модерна в России. Эволюция в модерне - две стадии развития: первая – декоративистская, с особым увлечением орнаментом, декоративной скульптурой и живописностью (керамика, мозаика, витраж), вторая – более конструктивная, рационалистическая. Московский модерн. Неорусский стиль начала XX в. (иногда называемый неоромантизмом). Отличие его от собственно модерна прежде всего в маскировке, а не в выявлении, что характерно для модерна, внутренней конструкции здания и утилитарного назначения за причудливо-сложной орнаментацией (Шехтель – Ярославский вокзал в Москве, 1903–1904; А.В. Щусев – Казанский вокзал в Москве, 1913–1926; В.М. Васнецов – старое здание Третьяковской галереи, 1900–1905). Модерн в Петербурге, («северный модерн»): П.Ю. Сюзор. Влияние на петербургский модерн традиций монументального петербургского классицизма. Еще одна ветвь модерна – неоклассицизм XX в. Особняк А.А. Половцова на Каменном острове                                 в Петербурге (1911–1913) архитектор И.А. Фомин (1872–1936). Доходные дома - произведения чисто петербургской архитектурной школы начала века                            (в начале Каменноостровского (№ 1–3) проспекта, графа М.П. Толстого на Фонтанке (№ 10–12), здания б. Азово-Донского банка на Большой Морской и гостиницы «Астория». Архитектор Ф.И. Лидваль (1870–1945) - один из наиболее видных мастеров петербургского модерна. В.А. Щуко (1878–1939) – представитель неоклассицизма. Доходные дома на Каменноостровском (№ 63               и 65) в Петербурге. Архитектор. М.М. Перетяткович  - стилизация итальянского ренессансного палаццо, конкретнее – венецианского Дворца дожей - здание банка на углу Невского и Малой Морской в Петербурге (1911–1912,); особняк Г.А. Тарасова на Спиридоновке в Москве, 1909–1910, арх. И.В. Жолтовский (1867–1959); образ флорентийских палаццо и архитектура Палладио, мотивы архитектуры раннего средневековья в творчестве А.Е. Белогруда (1875–1933).

 

 

Русская скульптура конца XIX начала XX века

       Скульптура. П.Трубецкой. Проблема импрессионизма в скульптуре и его возможности. Портретные работы. Памятник Александру III. А. Голубкина. Сочетание импрессионизма, символизма и модерна. Портреты А. Голубкиной. С.Коненков. Стилистический эклектизм. Античная тема. Монументальная скульптура. Памятник Н.В. Гоголю Н.А. Андреева.  Творчество А.Матвеева                  и неоклассицизм в скульптуре. Талантливые молодые мастера (С.Д. Меркуров, В.И. Мухина, И.Д. Шадр и др.), в русской скульптуре.

 

 

Список литературы:

 

Основная литература

Искусство конца XIX - начала XX века

 

1.  Иконников А.В. Тысяча лет русской архитектуры. М., 1990.

2.  История русского и советского искусства/ под ред. Д.В. Сарабьянова. –М., 1979.

3.  История русского искусства: В 12т./ под ред. И.Э. Грабаря. - М., 1960-1961.Т.5-12.

4.  История русского искусства: в 2 т. / под ред. М.М. Раковой и И.В. Рязанцева. - М., 1978.

5.  Ильина Т.В. История искусств: отечественное искусство. Учебник / Т.В.Ильина. - М.:    

     Высшая школа, 2007. – 407 с.

6.  М. Алленов, О. Евангулова, Л. Лившиц. Русское искусство X — XX веков. М., 1989.

7.  Е. Кириченко. Русская архитектура 1830- 1910-х годов. М., 1979.

 

Дополнительная литература

Искусство конца XIX - начала XX века

 

Общие работы

Бенуа А. Возникновение “Мира искусства”. Л., 1928.

Грабарь И. Моя жизнь. Автомонография. М. -Л., 1937.

Из истории русского искусства второй половины XIX — начала XX века. Сб. исследований и публикаций. Под ред. Е. Борисовой, Г. Поспелова, Г. Стернина. М., 1978.

Коган Д. Мамонтовский кружок. М., 1970.

Лобанов В. Кануны. Из художественной жизни Москвы в предреволюционные годы. М.,[1968].

Малютин И. Воспоминания. М., 1958.

Мамонтов В. Воспоминания о русских художниках. Абрамцевский художественный кружок. М., 1952.

Нестеров М. Давние дни. М., 1959.

Пунин Н. Русское и советское искусство. М., 1976.

Русская художественная культура конца XIX — начала XX века. ВНИИ Искусствознания Мин. культуры СССР. Кн. 2,4. М., 1969, 1980.

Сарабьянов Д. История русского искусства конца XIX — начала XX века. М.,1993.

Сарабьянов Д. Стиль модерн: Истоки. История. Проблемы. М., 1989.

Сергей Дягилев и русское искусство./ Сост., вступ. ст. и комментарии С. Зильберштейна, В. Самкова. Т.1-2. М.,1982

Стернин Г. Художественная жизнь России на рубеже XIX -XX веков. М., 1970.

Стернин Г. Художественная жизнь России начала XX века. М.,1976.

Стернин Г. Русская художественная культура второй половины XIX — начала XX века. М., 1984.

Стернин Г. Художественная жизнь России 1900—1910-х годов. М., 1988.

Ульянов Н. Мои встречи. Воспоминания. М., 1959.

Федоров-Давыдов А. Русское искусство промышленного капитализма. М., 1929.

 

Живопись и графика

Абрамова А. Н.В. Бакшеев. М., [1967].

Алленов М. М.А. Врубель. М.,1996.

Алленова Е. В.А. Серов. М., 1996.

Алпатов М., Гунст Е. Н.Н. Сапунов. М., 1965.

Беспалова Л. А.М. Васнецов. М.,1956.

Врубель М. Переписка. Воспоминания о художнике. Л., 1976.

Голынец Г, Голынец С. И.Я. Билибин. М., 1972.

Голынец Г. С.Малютин. 1974.

Гофман И. Головин-портретист. М.,1981.

Грабарь И. В.А. Серов. М., 1965.

Дмитриева Н. М. Врубель. Л., 1985.

Живова О. А.Е. Архипов. 1959

Живова О. Ф.А. Малявин. М.,1967.

И. Пружан. Л.С. Бакст. М.,1974.

Князева В. Н. Рерих. Л.; М., 1963.

Коган Д. К. Коровин. М.,1964

Коган. Сергей Судейкин. М., 1974.

Костин В. К.С. Петров-Водкин. М., 1966.

Кочик О. Живописная система Борисова-Мусатова. М.,1980.

Лаврова О. А. Степанов. М.,1956.

Лапшин В. “Союз русских художников”. Л., 1974.

Лапшин В. Последний год жизни В. Серова. М., 1995.

Лапшина Н. “Мир искусства”. Очерк истории и творческой практики. М.,1977.

Леняшин В. Портретная живопись В.Серова 1900-х годов. Л., 1980.

Масалина Н. А.П. Рябушкин. М.,1956.

Мочалов Л. А.А. Рылов. Л., 1966.

Неклюдова М. Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX — начала XX века. М., 1991.

Никонова И. М.В. Нестеров. М.,1962.

Онуфриева С. Головин. Л., 1977.

Петров В. “Мир искусства”. М., 1975.

Подобедова О. Е.Е. Лансере. М., 1961.

Пожарская М. Русские сезоны в Париже. Эскизы декораций и костюмов. 1908—1929. М.,1988.

Поспелов Г. “Бубновый валет” Примитив и городской фольклор в московской живописи 1910-х годов. М., 1990.

Пружан И. К. Сомов. М.,1972.

Пунин Н. Русское и советское искусство. М., 1976.

Русаков Ю. К. Петров-Водкин. Л. 1975.

Русакова А. В. Борисов-Мусатов. Л;М., 1966

Русакова А. Павел Кузнецов. Л., 1977.

Русакова А. Символизм в русской живописи. М., 1995.

Сарабьянов Д. Русская живопись конца 1900-х — начала 1910-х годов. Очерки. М., 1971.

Ситник Н. Н.А. Касаткин. М.,1955.

Суздалев П. Врубель. М., 1991.

Тарабукин Н. М.А. Врубель. М., 1974

Ф. Сыркина, Костина Е. Русское театрально-декорационное искусство. М.,1978.

Федоров-Давыдов А. И.И. Левитан. М.,1966.

Федоров-Давыдов А. Природа и человек в творчестве Врубеля. — Ст. в альбоме Михаил Александрович Врубель. М.,1968.

Чугунов Г. М.В. Добужинский. Л., 1984.

Эткинд М.  Б. Кустодиев. М., 1982.

Эткинд М. А.Н. Бенуа. Л. -М, 1965.

Юрова Т. В.Д. Поленов. М.,1961

Яремич С. М.А.Врубель. М., [1911].

 

Графика

Голлербах Э. Рисунки Добужинского. Пг., 1923.

Капланова С. Русская акварельная живопись конца XIX — начала XX века. М., 1968.

Подобедова О. Д.Н. Кардовский. М.,1957.

Сидоров А. Русская графика начала XX века. М., 1970.

 

Скульптура

Бакушинский А. Н.А.Андреев. М., 1939.

Каменский А. Анна Голубкина. Личность. Эпоха. Скульптура. М., 1990.

Каменский А. Коненков. М., 1962.

Мурина Е. А.Т. Матвеев. М.,1964.

Шмидт И. Русская скульптура второй половины XIX — начала XX века. М., 1969.

Шмидт И. Трубецкой. М., 1960.

 

 

Архитектура

Борисова Е., Стернин Г. Русский модерн. М., 1990.

Борисова Е., Т. Каждан. Русская архитектура конца XIX — начала XX века. М.,1971.

Горюнов В., М. Тубли. Архитектура эпохи модерна. СПб., 1994.

Ильин М. И.А. Фомин. М.,1946.

Кириллов В. Архитектура русского модерна. Опыт формологического анализа. М., 1979.

Кириченко Е. Москва на рубеже столетий. М.,1977.

Кириченко Е. Ф. Шехтель. М., 1973.

Ревзин Г. Неоклассицизм в русской архитектуре начала ХХ века. М., 1992.

Соколов Н. А.В. Щусев. М., 1952.

 

 

Информационные ресурсы

www.gumer.info

www.mgup-vm.ru/kulturology/doklad.htmi

www.bibliofond.ru

www.hermitagemuseum.org

www.museum.ru

www.hermitage.ru

www.distance-learning.ru

www.rusmuseum.ru

www.rosculture.ru

www.arthistory.ru

www.tretyakov.ru

www.tretyakovgallery.ru

www.taralex.da.ru

smallbay.ru/rusart

www.staratel.com/pictures/ruspaint/main

www.kentavr-art.ru

www.wm-painting.ru

bibliotekar.ru

rusarh.ru

www.vitart.ru/history-russia-culture-pages

www.archi.ru

zhentos.narod.ru